В экономике бывают события громкие (например, дело "ЮКОСа" или покупка "Сибнефти" Газпромом), а бывают сравнительно тихие, но принципиально важные. Скажем, отставка Владимира Каданникова с поста председателя совета директоров "АвтоВАЗа". Семнадцать лет (! ) человек возглавлял, по сути, всю автомобильную отрасль России, был первым вице-премьером правительства, молва именно его лоббистским усилиям приписывает жесткие заградительные пошлины на ввоз иномарок в страну... Ладно, бывает, уходят люди даже и с более высоких постов. Но буквально на следующий день начался резкий рост акций "АвтоВАЗа". По рынку пошли слухи, что кто-то интенсивно скупает акции, стремясь захватить контроль над автомобильным гигантом. Ценные бумаги подскочили в цене в полтора раза! Отставка В. Каданникова не могла быть причиной такого роста -кто-то, очевидно, владел инсайдерской информацией о скорых переменах на ВАЗе и скупал акции в расчете на будущий рост их в цене. Так и случилось. Губернатор Самарской области К. Титов сказал, что контрольный пакет "АвтоВАЗа" отныне принадлежит государственному предприятию "Рособоронэкспорт". Группа компаний СОК, которая тоже вроде бы претендовала на владение акциями автозавода, проиграла. Что это означает? Во-первых, еще больше усиливается влияние государства на экономику. Во-вторых, теперь интересы "АвтоВАЗа" будут рассматриваться как интересы государства, то есть о снижении таможенных пошлин на ввоз иномарок (и, естественно, цены на них) можно, наверное, и не мечтать. Зато это - первый, пожалуй, случай, когда государственная компания покупает не энергетическую фирму, не дырку в земле и не трубопроводы, а промышленный объект высокой степени переработки продукции. И возникает надежда, что государство займется наконец реальным производством, начнет не просто проедать деньги, а вкладывать их в экономику. Ведь уже всем, кажется, понятно, что без массированных денежных вливаний российский внутренний рынок не будет развиваться. Ну не хотят наши богатеи вкладываться в промышленное производство! В нефтянку -да, с радостью (но кто ж их туда пустит? ! ), в торговлю и телекоммуникации - ну да, с некоторыми оговорками... А в автомобилестроение? Да туда ни калачом не заманишь, ни кнутом не загонишь... Уходят автомобилестроители из своего бизнеса, оставляют рыночные ниши производителям иномарок, заграничным и отечественным. Но автопром - это десять миллионов рабочих мест, если считать все смежные производства! Это высокие технологии, это, наконец, престиж страны! Самолеты и ракеты можем делать, а какие-то легковушки, получается, нет? <--source-->Анисимова Евгения <--source-->Комсомольская правда <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований
Куда теперь поедут "Жигули"?