Будучи приграничной, таможня расположена на одной из самых важных и экономически значимых транспортных магистралей - федеральной трассе Рига – Москва. Это наиболее короткий путь, соединяющий центр России с европейскими странами, перемещение товаров по нему позволяет участникам ВЭД экономить и средства, и время.
Приступая в 2009 году к реализации Концепции, руководство таможни сделало упор на установление тесного сотрудничества с представителями бизнеса, который заинтересован в развитии внешнеэкономической деятельности и создании современных таможенно-логистических терминалов (ТЛТ), что, несомненно, положительно повлияло на развитие инфраструктуры региона. Наиболее активно в процесс включилось руководство склада временного хранения (СВХ) ООО «РУС-СЕРВИС Терминал», расположенного фактически на границе - в 700 метрах от многостороннего автомобильного перехода Терехово - Бурачки. Его пропускная способность составляет почти 1500 грузовых автомобилей в месяц.
Здесь созданы все необходимые условия для функционирования таможенного органа и привлечения как местных, так и иногородних участников внешнеэкономической деятельности. Поэтому на территории комплекса 15 января 2010 года был открыт Овинковский таможенный пост штатной численностью 25 человек. На нем сейчас внедрены современные технологии таможенного оформления – электронное декларирование и удаленный выпуск, что позволило оптимизировать качество и сроки выпуска товара.
Кроме того, организацией ООО «Терминал Себеж» в августе этого года вблизи МАПП Бурачки введен в эксплуатацию ТЛТ, на площадях и в помещениях которого разместился СВХ ООО «Терминал М9». Здесь также имеются все необходимые условия для соблюдения таможенных процедур и работы отдела таможенного оформления и таможенного контроля, который уже в сентябре был создан в структуре Овинковского таможенного поста, а в ноябре ему присвоен код подразделения. Вместимость нового терминала составляет 300 транспортных средств, он оснащен холодильным и морозильным оборудованием для оформления товаров, попадающих под ветеринарный и фитосанитарный контроль.
Шаг за шагом
Говоря об особенностях реализации Концепции в зоне ответственности Себежской таможни, начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Сергей Дунаевский отметил, что изначально ФТС России признала целесообразным создание в регионе деятельности таможни трех ТЛТ. Сейчас два из них уже функционируют. Он отметил, что СВХ «РУС-СЕРВИС Терминал» функционировал с 2006 года и оказывал услуги по хранению и обработке товаров. У него оптимальное месторасположение: всего 700 метров до границы с Латвией, а рядом находится не только активно функционирующий многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) Бурачки, но и оживленная международная трасса М9. Исходя из перечисленного, и было принято решение создать на базе действующего СВХ современный таможенно-логистический терминал.
«Как известно, Концепция реализуется поэтапно: на первом таможенное оформление переместили за пределы крупных городов, на втором – началось создание таможенных органов, приближенных к государственной границе Российской Федерации, - пояснил Сергей Дунаевский. - Появление ТЛТ стало возможным благодаря осуществлению принципа государственно-частного партнерства. Сейчас «Терминал М9» представляет собой современный складской комплекс, отвечающий европейским стандартам качества, ориентированный на предоставление высокотехнологичных услуг по хранению и обработке грузов. Его инфраструктура соответствует высшему классу подобных объектов. Отмечу, что сейчас в стадии строительства находится еще один ТЛТ. Его быстрыми темпами ведет ООО «СПМ». Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на июль 2012 года».
При этом бизнес проявляет все больший интерес к участию в реализации Концепции. Недавно о решении включиться в нее Себежскую таможню проинформировало ОАО «СТТ». Компания представила проект создания ТЛТ в районе Пустошка-Невель, на пересечении трасс М9 и М20. С точки зрения транспортной логистики место можно считать идеальным. Товары предполагают перемещать через МАПП Бурачки и Убылинка, а также ввозить из Евросоюза через Республику Беларусь. Таможня уже представила в Северо-Западное таможенное управление на рассмотрение заключение о целесообразности строительства ТЛТ, приложив к нему необходимый комплект документов.
На фоне активного развития приграничной бизнес-инфраструктуры проявились и узкие места. Как пояснил Сергей Дунаевский, ежегодно возрастают мощности портов стран Балтии по обработке грузов, увеличиваются объемы внешней торговли России с Евросоюзом. В этих условиях назрела острая необходимость в проведении реконструкции МАПП Бурачки, который не модернизировался с момента ввода в эксплуатацию в 1995 году. За последние 16 лет здесь лишь ввели технические средства таможенного контроля и контроля за безопасностью.
Пост как стимул роста
Реализация Концепции стала для региона важным событием. Она способствовала привлечению весьма серьезных инвестиций, началось развитие приграничной инфрастуктуры, появились новые рабочие места. Почувствовав возможность получения экономической выгоды, сюда пришел реальный бизнес, который хочет работать долго и стабильно. Подводя итог двух первых лет работы, начальник Овинковсого таможенного поста, возникшего именно благодаря Концепции, Станислав Кремешков подчеркнул, что создание специально под него современного ТЛТ стало новым проектом и для бизнеса, и для таможни. Ввод объекта в строй обеспечил открытие 26 рабочих мест, что для региона немаловажно.
«С появлением ТЛТ Себежскую таможню стали рассматривать не как исключительно пограничный таможенный орган, который производит операции, связанные с таможенным транзитом и пропуском грузов, а как один из пяти системообразующих таможенных органов СЗТУ, - отметил Станислав Кремешков. - Также положительным моментом стало уменьшение транспортной нагрузки на большие города, снижение издержек для перевозчиков, оптимизация логистической составляющей. Сегодня показатели деятельности поста характеризуются положительной динамикой роста оформленных грузов, зарегистрированных и выпущенных деклараций на товары, в том числе электронных и оформленных по процедуре удаленного выпуска. Если в феврале прошлого года было оформлено товаров весом 2812,4 тонны стоимостью более 16 млн долларов, то в минувшем октябре эти показатели составили 8914,52 тонны и свыше 43 млн долларов соответственно. В среднем выпуск деклараций на товары, при отсутствии каких-либо рисков, сейчас занимает 15-20 минут, еще недавно этот показатель составлял полтора часа. Появление нашего поста вывело Себежскую таможню в масштабах СЗТУ в число ведущих приграничных таможенных органов наряду с такими таможнями, как Псковская и Выборгская».
В апреле 2010 года на посту внедрили электронное декларирование. Сейчас более 80% деклараций оформляется в электронном виде. В апреле 2011 начали заниматься удаленным выпуском. По этой технологии уже выпущено более 300 деклараций. Таким образом, надежды, которые возлагались на Овинковский пост, полностью оправдались. Сейчас его подразделение - ОТО и ТК № 2 – действует на ТЛТ «Терминал М9». Кроме того, с открытием нового ТЛТ штат поста вырос до 32 человек, еще 100 рабочих мест появилось на СВХ. Теперь здесь также стали работать декларанты, таможенные представители, брокеры, представители ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Перспективы есть
Если сравнивать первый объект с «Терминалом М9», последний лидирует по всем показателям. Его вместимость до 400 машин против 150 на «РУС-СЕРВИС Терминале». Он имеет больший полезный объем складских помещений (3000 куб. м), современное трехэтажное административное здание площадью в 3000 кв. м. Здесь учли предшествующий опыт и создали прекрасные условия для работы таможенников. Им выделены помещения площадью 770 кв. м. Кроме того, хорошо продумана инфраструктура для водителей: для их удобства организована круглосуточная работа кафе-столовой, есть стационарный санитарный пункт с туалетами и душевыми. В шаговой доступности находятся гостиница, аптека и магазин.
«Мы вышли на второй этап реализации Концепции. «Терминал М9» уже готов работать на всю свою мощь, – продолжает Станислав Кремешков. – Сегодня Овинковский пост делает все, чтобы при надлежащем уровне контроля была обеспечена наиболее высокая скорость таможенного оформления. При этом мы всегда идем навстречу бизнесу. Работа поста организована по смешанному графику с 9.00 до 20.00. Сейчас для удобства участников ВЭД мы функционируем и в выходные дни.
В общем товарном потоке у нас превалируют транспортные средства, приезжающие через Бурачки, - почти 45%. Остальные въезжают через Беларусь, пункты пропуска Псковской, Выборгской и других таможен. На сегодня одна из главных проблем - недостаток штатной численности поста. Ее увеличение до 50-60 человек позволит организовать работу в круглосуточном режиме и значительно увеличить объемы таможенного оформления товаров».
Столь же ответственно к своему делу относится и руководство терминалов. Заместитель директора ООО «Терминал М9» Алексей Колесников отметил, что с августа работали в режиме внешнего склада, когда товар помещался на хранение на ТЛТ, а оформление происходило на Овинковском посту. Сейчас работу в прежнем режиме завершают, потому что теперь часть машин закрывает доставку на Овинках, а основной поток транспортных средств уже идет оформляться под кодом ОТО и ТК № 2, где закрывается доставка и происходит оформление на выпуск.
При этом конкуренции с «РУС-СЕРВИС Терминалом» нет. Планируется перераспределение товарных потоков между двумя ТЛТ. Через «Терминал М9» предполагается оформлять товарные партии, подконтрольные фито- и ветеринарному контролю, поскольку на складе имеется 8 стационарных холодильных камер, оборудованы помещения для лабораторий, рабочих кабинетов специалистов. Это направление считают здесь перспективным.
«Наш терминал ориентирован на те товары, которые могут миновать большие логистические терминалы, находящиеся в столицах, - пояснил Алексей Колесников. - Это тот сегмент товаропотока, который мы можем на себя взять: зачем заезжать в Москву и заниматься таможенным оформлением груза, если его место доставки находится совсем в другом городе, далеком от столицы. Таким клиентам наш ТЛТ очень удобен: владельцам выгоднее оформить свой груз у нас, фактически на границе».
Сейчас, благодаря партнерству таможни и бизнеса, совершенствование приграничной таможенно-логистической структуры в регионе деятельности Себежской таможни набирает обороты. Тем самым успешно продолжается реализация Концепции.
"Таможенные новости"