Порт Гамбург и его таможня работают в связке

Каждая ознакомительная поездка оставляет неизгладимые впечатления. Визит в порт Гамбург в составе совместной делегации Эксперто-консультативного совета (ЭКС) и Общественного совета (ОС) ФТС России во главе с его председателем Леонидом Лозбенко не стал исключением. Удалось пообщаться с начальником Главного таможенного управления (ГТУ) порта Гамбург, руководителем ветеринарной инспекции, представителями управляющей компании порта, с разработчиками информационного сервиса портового комьюнити. Отдельную благодарность заслужила организатор поездки - руководитель представительства порта Гамбург в Санкт-Петербурге Наталья Капкаева.

Особый интерес вызывало знакомство с тем, как в ФРГ устроены органы государственного контроля. Оказалось, что таможенное ведомство является структурным подразделением Министерства финансов ФРГ, так называемый 3-й отдел. Кроме сбора собственно таможенных налогов, он также взыскивает акцизные и федеральные налоги и сборы. Налоговая служба ведает региональными налогами и налогами с физлиц.

Таможенная служба Германии (некий аналог ФТС России) дает до 50% доходов бюджета страны. Помимо фискальной и статистической функций, она отвечает за борьбу с отмыванием денег и нелегальной трудовой миграцией.
Ветеринарный контроль осуществляет Ветеринарная импортная служба (ВИС). Она является региональным государственным контролирующим органом (ГКО) (подчиняется властям Земли Гамбург), но по договоренности с федеральным правительством и ЕС также проводит ветеринарный импортный контроль. ВИС отвечает за безопасность продуктов питания и животного, и растительного происхождения. Всего в ФРГ действует более 300 постов ветеринарного контроля. Карантинный контроль возложен на другие ведомства.

В ФРГ между органами принята практика передачи полномочий. Например, в некоторых портах таможенники также проводят пограничный контроль. Сейчас обсуждается идея передачи таможне части полномочий ветеринаров.

Таможенный контроль

В ФРГ двухуровневая система таможенных органов. Она включает Генеральную дирекцию (некий аналог ФТС России), 43 главных таможенных управления (ГТУ), которые можно сравнить с нашими таможнями, и 250 таможенных постов. Понятий «специализированная таможня» или «ограничение компетенции по видам товаров» у них нет. Поэтому подакцизные товары оформляют обычные таможенные органы. В Минфине и Таможенной службе ФРГ также отсутствует понятие планового задания по сбору платежей в бюджет.

В штате Таможенной службы ФРГ 39 тыс. сотрудников, в ГТУ Гамбурга их 1100. Из-за приближения Brexit штат хотят увеличить. На новых сотрудников возложат таможенный контроль товаров, произведенных в Великобритании или вывозимых на остров. Начальнику ГТУ подчинены подразделения финансового контроля, внутренних ревизий (аналог СПК в ФТС России), PR-служба и ряд помощников (в том числе по защите прав меньшинств и гендерному равноправию).

В аппарате ГТУ три блока: «А» (численность 70 человек) - работа с персоналом, организационные вопросы, бухгалтерия; «В» (100 человек) - консультирование, выдача предварительных решений по кодам товара, оценка таможенной стоимости, внесение изменений в декларации после выпуска; «С» - силовые подразделения. В него входят 4 экипажа водных катеров и наземные мобильные группы.

Остальные сотрудники (более 500 человек) трудятся на таможенных постах. Они также входят в три блока: AG10, AG20 сосредоточены на оформлении импорта, AG30 - на оформлении экспорта. Таможенный контроль после выпуска осуществляют сотрудники постов. Оценочно им занимаются 10% сотрудников.

В ФРГ у таможенников очень высокая социальная защищенность: месячная зарплата 2400 евро, плюс серьезные соцгарантии. Случаи коррупции крайне редки, в ГТУ Гамбурга с 2001 года зафиксирован лишь один случай. Инспектор может работать удаленно - из дома.
В арсенале ГТУ Гамбурга стационарный и мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК) и один портативный сканер (для коробок). Сканирование проводят редко – несколько раз в день. С помощью ИДК в основном ведут борьбу с террористическими угрозами, а не с контрабандой товаров.

Объем оформления в 2017 году составил 1,307 млн деклараций. Для сравнения: в прошлом году ФТС России оформила почти 4 млн деклараций. В режим экспорта ГТУ Гамбурга обработало 16,5 млн товарных позиций, в режиме импорта - 2,9 млн, на транзит пришлось 1,4 млн деклараций. Предварительно подается до 60% деклараций. Остальные, в том числе на товары, подконтрольные иным ГКО, подаются в момент прибытия. Обычно выпуск декларации занимает 1 минуту. Знакомые российским таможенникам контрольные показатели эффективности деятельности (КПЭДы) отсутствуют.

Предварительную информацию (ПИ) перевозчик подает за 24 часа до отхода судна из порта отправления. Ответственности за ее непредставление нет. Бывают случаи подачи ПИ после выхода судна. ПИ должна содержать сведения об отправителе и 6 знаков товарного кода. Стоимость товара не указывается. ПИ служит только для целей обеспечения безопасности. Обязателен один из вариантов ответа: «Ввоз разрешен/ввоз запрещен/ввоз разрешен после контроля в первом порту ЕС».

При ввозе и вывозе товаров таможня и терминалы не проводят радиационный контроль. Исключение - риски, например после аварии на Фукусиме (Япония). Последовательность таможенных операций не отличается от принятой в РФ. Временное хранение до 90 дней, исключений нет. Набор таможенных процедур аналогичен (кроме ввоза товаров для контингента НАТО).

Важное отличие - клиент при подаче декларации выбирает категорию срочности. Если она повышенная, но при этом есть необходимость в проведении таможенного контроля в форме досмотра, то его могут произвести на территории импортера. Правда, не удалось выяснить, взимаются ли за это сборы. Если досмотр не срочный, то полномочия в отношении товара передают от терминала перевозчику. Он вывозит груз на таможенные посты (вне терминалов, но в пределах порта) для досмотра.

Из 16 тыс. зарегистрированных в Евросоюзе уполномоченных экономических операторов (УЭО) 8 тыс. работают в Германии. Для них и для импортеров, предоставивших финансовые гарантии, срок уплаты платежей – 15-е число следующего месяца. Практически все импортеры предоставляют финансовые гарантии (обеспечение уплаты таможенных платежей).

Значительную часть таможенных процедур осуществляют таможенные представители. Дело в том, что объем информации и сложность заполнения документов не позволяют это делать неподготовленному сотруднику. Досмотр проводится в пределах 4% товарных партий, до 5% из них выбирает генератор случайных чисел.

Отсутствует понятие «регистрация» - любая поданная декларация регистрируется автоматически. Также нет автоматического выпуска. По законам ФРГ XIX века всякая налоговая или таможенная декларация считается поданной и принятой, если «ее проверило больше одной пары глаз». Сейчас идет неспешное обсуждение изменения законодательства, но, поскольку всех всё устраивает, сроки его завершения туманные.

Таможенные органы ФРГ не контролируют контейнеры, ввезенные в рамках международной перевозки. По мнению немецкой таможни, несовпадение транспортных пломб не является критичным фактором. В большей степени контроль ведется на основании автоматизированной системы управления рисками (СУР). Меры контроля назначают обычно не по физическому (визуальному) контролю, а по программным методам проверки.

Инспектор таможни наделен существенными полномочиями. Он, например, может принять дополнительные меры контроля в случаях, когда программный продукт СУР не рекомендует транспортное средство к досмотру. Также возможна обратная ситуация, и инспектор отменяет меры, назначенные системой.

Ветеринарный контроль

Для ввоза ветеринарных грузов в ветеринарную службу подача ПИ обязательна. По прибытии товара импортер подает в бумажном виде ветеринарную декларацию GVDE (GDE - для пищевых продуктов неживотного происхождения). К ней прилагается ветеринарный сертификат страны происхождения. В ФРГ, как и в России, под ветеринарный контроль подпадают все товары животного происхождения, за исключением сильно переработанных, например креветочные чипсы, оливки с анчоусами и т. п.
В 2017 году Ветеринарная служба Гамбурга (70 сотрудников) проверила 28 500 импортных партий товаров животного происхождения (22 000 партий продуктов питания, 6500 - корма для животных и сырье для фармацевтики); 6300 партий, отправляемых транзитом (речной, автомобильный и железнодорожный транспорт); 25 000 партий, уходящих трансшипментом (морской транспорт).
Проверяют в три этапа. Сначала идет документальный контроль. Он проводится в отношении всех товарных партий. Второй этап - идентификационный контроль. Проводится выборочно в отношении одного контейнера из товарной партии, но иногда досмотры бывают и 100-процентные. В их рамках могут осуществлять простейшие исследования (замер температуры товара, уровня РН и т. п.). Третий этап - лабораторный контроль, предусматривающий углубленные исследования. Он основан на СУР.

На объем контроля влияет страна происхождения. Так, мясо из Новой Зеландии исследуют в 2% случаев, а товары из остальных стран - в 20%. На лабораторный контроль отправляют до 50% партий птицы из Азии. Понятия «условный выпуск не для реализации» нет. Правда, исследования проводятся в кратчайшие сроки. Оказалось, что в ФРГ знают о проблеме рактопамина в свинине, но из-за отсутствия ее импорта из США на практике с ней не сталкивались.

Решения по итогам ветеринарного контроля стандартные: разрешение ввоза/запрет ввоза(реэкспорт)/уничтожение/разрешение на промпереработку (например, при нарушении температурного режима). Также в 2017 году проверено 8000 партий неживотного происхождения. Из них 179 партий - в рамках директивы ЕС (на токсины в орехах), 669 партий подвергли повторному контролю (при обнаружении нарушений он возможен в течение 3 лет), остальные - в рамках СУР.

«Единое окно»

В ФРГ при ввозе товаров «единого окна» (B2G - от англ. Business-to-government) нет, а таможенная служба отказывается выполнять его роль. Поэтому в порту Гамбурга реализовано «единое окно» B2B (англ. Business to business). Среди прочего по этому каналу поступает информация от ГКО о принятии тех или иных решений.

Однако подачу сведений в ГКО участники ВЭД (экспедиторы, перевозчики и терминалы) осуществляют напрямую, в том числе через таможенных представителей. Результаты проверки и решения ГКО передают в коммерческое «единое окно».

В порту Гамбурга проект «единого окна» реализует компания Dakosy. Поскольку она в равных долях учреждена терминалами города, судоходными компаниями и экспедиторами (портовым сообществом), то проблем со взаимодействием с ней у бизнеса не возникает. С ее «единым окном» взаимодействует более 2500 компаний. При экспорте работа ведется на платной основе, при импорте - на условно бесплатной (за счет акционеров).

Контейнерные терминалы

В программе визита целый день был отведен посещению контейнерных терминалов HHLA, где мы увидели настоящую футуристическую картину: 90% площади оперирует без персонала. Крановщики присутствуют лишь на операциях, где терминал взаимодействует с внешними транспортными средствами (судами и автомобильными контейнеровозами).

Все операции внутри терминала полностью автоматизированы. Сразу после того, как кран STS (ship-to-shore) в ручном режиме сгружает контейнер (или два, так как спредер может взять сразу пару 20-футовых контейнеров), его осматривает тельман на предмет повреждений и целостности пломб. Далее он автоматически ставится на автопилотируемый тягач-площадку, двигающийся на электрической тяге. Его аккумуляторные батареи меняют два раза в сутки.

Навигация проходит по вмонтированным в покрытие терминала радиодатчикам. Тягач привозит контейнер к стеку, где его подхватывает RMG-кран. На каждый стек их два: один для выгрузки контейнеров с автопилотируемых тягачей, второй - для погрузки на платформы или на контейнеровоз. Краны разного калибра. Это сделано не случайно: если один сломается, то второй сможет проехать над или под ним.

Единственная часть терминала, куда изредка заходят люди, - это стэки с розетками для подключения рефрижераторных контейнеров. На остальной части терминала даже свет не зажигают. Снег и тот убирают автопилотируемые машины. Заезд и выезд контейнеровозов максимально автоматизирован. У аккредитованных водителей есть чип-карта, которую прикладывают к терминалу на въезде.

На табло загорается инструкция, к какому гейту/крану нужно ехать. Никаких бумажных пропусков и т. п. На автомобильном и железнодорожном пункте пропуска стоят системы распознавания номеров машин и контейнеров. Ошибочный ввоз или вывоз контейнера практически исключен.

Отдельная история - система железных дорог в порту Гамбург. Каждый день здесь обрабатывают 160 контейнерных поездов. Пусть они в среднем везут 40 TEU, а не привычные нам 50-60 длинных платформ, - это все равно гигантские цифры.

В качестве вывода можно сказать: из того, что довелось увидеть на контейнерных терминалах Гамбурга, немецкие таможенные технологии в целом не впечатлили какими-то суперсовременными проектами и идеями. Никаких особых инноваций, подобных нашему автовыпуску, не видно. Однако четкая работа должностных лиц, основанная на правильной мотивации, дает свои плоды.
Судя по всему, работой ГТУ порта Гамбург удовлетворены как немецкие импортеры и экспортеры, так и власти ФРГ и Евросоюза. При этом, если сравнить количество выпущенных деклараций, КПД немецкой таможни в целом в десятки раз выше, чем российской.

Юрий КОВАЛЕВ,
член правления НП «Гильдия «Гермес»
«Таможенные новости»

Показать больше