Проекты поправок к закону о закупках государства (ФЗ-44) и госкомпаний (ФЗ-223) о введении в госзаказ обязательной доли закупок у российских производителей рассмотрены правительством и в ближайшее время будут направлены в Госдуму, сообщил вчера глава Белого дома Михаил Мишустин. Правительство будет утверждать размер квоты в зависимости от отрасли и перечень товаров, на которые она распространится.
Механизм квотирования предлагается применять не только к продукции РФ, но и к товарам стран ЕАЭС. Это должно снять замечания правового управления президента о несоответствии проектов нормам закупочного режима ЕАЭС.
Применительно к закупкам госкомпаний (прямые квоты нельзя вводить по нормам ВТО) будет использована «лазейка» в виде закупок для обеспечения госбезопасности — обслуживания объектов критической информационной инфраструктуры, следует из материалов к проектам, с которыми ознакомился «Ъ».
Напомним, что предложения по введению квоты в госзаказ были оформлены Минпромторгом под кураторством вице-премьера Юрия Борисова еще летом 2019 года, но встретили сопротивление Минфина и ФАС, а также экс-вице-премьера Дмитрия Козака из-за затягивания контрактации при наличии уже работающих механизмов преференций (при отсутствии заявок от поставщиков РФ заказчики должны признать закупку несостоявшейся и продлить срок заявок). Новый раунд обсуждений проектов возобновился со сменой правительства, сторонники идеи импортозамещения при этом ссылались на поручение Владимира Путина увеличить участие нацпроизводителей в контрактной кампании нацпроектов. В результате имевшиеся разногласия Минпромторга с Минфином и ФАС были сняты у первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Как отмечают собеседники «Ъ» в Белом доме, знакомые с обсуждением проектов, идеи введения квот стали особенно актуальны на фоне «коронавирусного» спада — так, в план восстановления экономики уже включен блок мер поддержки импортозамещения стоимостью 1 трлн руб. «Введение обязательных квот на закупки российских товаров дополнит меры поддержки отечественных производителей»,— подчеркнул вчера и Михаил Мишустин. Впрочем, рядом чиновников мера видится скорее как системная, а не антикризисная. «Это проект закона, поэтому действие его будет постоянным, однако он именно наделяет правительство правом вводить квоты. Основаниями для этого будут состояние экономики, потребности госзаказчиков и возможности отечественной промышленности эти потребности удовлетворить в соответствии с подходом цена-качество»,— пояснили «Ъ» в аппарате вице-премьера Юрия Борисова.
На вопрос «Ъ» о том, будут ли компенсированы протекционистские меры усилением внутренней проконкурентной политики, в аппарате вице-премьера ответили, что проекты не предусматривают отказ от конкуренции с иностранными поставщиками, а лишь вводят механизмы, помогающие российским производителям выйти на внутренний рынок с конкурентной продукцией.
«Пока наша промышленность наращивала потенциал, на рынке сложились кооперационные цепочки и налаженные каналы поставок, которые многим не хочется менять»,— пояснили в аппарате чиновника. Вероятно, идею квот поддерживает и некоторый рост конкуренции в сегменте госзакупок, который в условиях ограниченного спроса в экономике будет расти естественным образом.
КоммерсантЪ