Почему вырос экспорт российской хайтек-продукции в пандемию

Текущий год войдет в историю как один из самых сложных для мировой экономики, опередив в черном списке ознаменовавшийся глобальной рецессией 2008-й. Организация экономического сотрудничества и развития прогнозирует снижение мирового ВВП на 4,5%. Вопреки продолжающейся пандемии и другим кризисным явлениям, в первые девять месяцев 2020 года рост московского экспорта составил 41,2% к аналогичному периоду прошлого года.

Импортерами столичной продукции стали 176 стран: ЕАЭС, Европейского союза (ЕС), Северной Америки и Азии. А ключевыми товарами — электроника, механическое и коммуникационное оборудование, автотехника и ее комплектующие, лекарственные средства.
4,5%

„Москва — лидер среди российских регионов по объему экспорта. Только в одном промышленном экспорте доля столицы составляет порядка 22%. Для этого сегодня нами создана полноценная инфраструктура поддержки для ведения бизнеса не только на территории нашей страны, но и на зарубежных рынках. Например, работает полноценный маркетплейс „Портал поставщиков", функционал которого охватывает практически все этапы закупки: от размещения информации о продукции до электронного контракта. Следующий шаг — формирование устойчивых кооперационных связей между московскими и российскими производителями. Эффективным инструментом в решении этой задачи станет программа межрегиональной кооперации центра „Моспром", которая направлена на объединение российских производителей из различных регионов, повышение качества их продукции и, как результат, расширение их возможностей на внешних рынках", — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Хотя принятые противоэпидемические меры не останавливали столичное производство, пандемия коронавируса остается серьезным фактором риска. Сегодня как никогда становится актуальным не только дальнейшее продвижение московских компаний на международных рынках, но и производство массового, отработанного на домашнем рынке качественного продукта.

Одним из решений тут становится межрегиональная кооперация, которая стимулирует научно-технический прогресс, открывает доступ к организационным и материально-техническим ресурсам, объединяет интересы не только предприятий, но и целых регионов.

Объединяя промышленные горизонты

Именно промышленный сектор экономики оказался наиболее уязвимым перед пандемией. Во всём мире производители автомобилей, электроники и самолетов столкнулись с проблемами, связанными с доступностью сырья и комплектующих. Например, на долю одного Китая приходится около 85% от общей стоимости производимых комплектующих для электротехники. И поскольку большинство китайских заводов были закрыты, многим производителям смартфонов и бытовой техники пришлось сокращать производственные мощности, а некоторые и вовсе отложили выпуск новой продукции.

„Наибольшее развитие кооперационных цепочек приходится на высокотехнологичную промышленность. В основном эти отрасли связаны с изготовлением высокотехнологической наукоемкой продукции, сложных изделий электроники, создание которых невозможно без кооперации промышленных предприятий. Благодаря специализации на определенных видах деятельности каждый производитель в цепочке минимизирует издержки, что в дальнейшем снижает себестоимость готовой продукции. В Москве на сегодняшний день активно развивается экосистема технологических предприятий и действует комплексная поддержка высокоэффективных промышленных предприятий и новых инвестиционных проектов. Например, это касается такой отрасли, как микроэлектроника. Ведь чтобы реализовать такой проект, требуются стартовые инвестиции более 10 млрд долларов, а сроки окупаемости могут превысить 15 лет. Реализация без государственной поддержки тут практически невозможна. Отмечу, что эта отрасль во всех странах мира развивается при серьезной государственной поддержке и регулировании рынка", — сообщил Александр Прохоров, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы.

Такой пример в Москве уже есть. Научно-технический центр „Модуль", один из крупнейших российских разработчиков микроэлектроники, в настоящее время совместно с ФМБА России и ФГАУ „РЦУД и РТ" реализует проект распознавания COVID-19 по медицинским снимкам на базе нового ускорителя NM Stick. Совместно c НПО „Медицинские комплексы" компания „Модуль" внедряет искусственный интеллект в мобильные диагностические комплексы компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Это позволит получить предварительный диагноз сразу после проведения обследования без непосредственного присутствия врача и в любой точке. Комплекс сам приедет в любой отдаленный пункт или ЦРБ и проведет обследование. НТЦ „Модуль" ранее успешно реализовал совместный проект с малайзийским дизайн-центром KeyASIC для помощи врачам-онкологам. Так, был разработан прибор, который может функционировать автономно, лишь периодически подключаясь к облаку, сети или интранету для получения обновлений. К концу года этот кооперационный продукт пройдет американскую сертификацию по стандарту FDA и выйдет на международный рынок. Столичные приборы будут поставляться в США, Китай, Малайзию, Тайвань, Сингапур, а также страны Ближнего Востока.

Кризису вопреки

Новое направление поддержки позволит участникам выработать стратегию для повышения конкурентоспособности, понять, какие совместные проекты приведут к созданию прочного положения на внутреннем рынке, и воспользоваться этим в качестве фундамента для внешней экспансии.
Одно из ключевых направлений программы — выстраивание диалога с российскими государственными корпорациями. Ведь не только начинающие компании сталкиваются с трудностями при участии в крупных государственных тендерах. Иногда ошибки скрываются в неправильной оценке своих ресурсов или конкуренции на рынке, а иногда и в нехватке экспертизы по тендерной документации.

„Во-первых, перед подачей заявки на участие в закупках необходимо изучить не только цены и сроки, но и дополнительные требования (квалификация, сертификаты, дополнительное обеспечение). Если хотя бы одно из них не будет соблюдено, компания не сможет выиграть тендер. Второй аспект — нельзя подавать заявку вслепую. У компании должно быть понимание конъюнктуры рынка, она должна знать возможности своих прямых конкурентов, чтобы предложить правильную цену. В-третьих, без должного опыта компании будет сложно самостоятельно оценить компетентность и честность заказчика", — отметила генеральный директор АНО „Моспром" Наталья Шувалова.

Наталья Шувалова приводит пример, в котором крупная компания сделала тендерное задание на приобретение определенной продукции или комплектующих.

„Производитель Х решил принять участие, но описание тендера было составлено очень сложно. По причине недостаточной экспертизы данный производитель не смог его выиграть, потому что производитель Y просто предложил самую низкую цену. А есть и другой пример, когда сам заказчик, не зная структуру рынка, прописывает тендерное задание к уже устаревшей продукции. И тут приходят на помощь эксперты по сопровождению тендеров центра „Моспром", которые проводят анализ, помогают разобраться с документацией и, самое главное, позволяют сократить временные ресурсы заказчиков и участников", — добавила она.

Таким образом, кооперация даст оптимизацию производственного процесса, а также повышение качества и стабильный спрос на продукцию. Москва в лице центра „Моспром" поможет участникам найти региональных поставщиков и партнеров для промышленной интеграции, принять участие в „бирже контактов", закупочных сессиях, присоединиться к работе многих федеральных инфраструктурных проектов.

РБК

Показать больше