Власти изучат проект по переносу порта из Петербурга за ₽440 млрд

Совладелец "Трансмашхолдинга" с партнерами предложил перевести Большой порт Петербурга в Усть-Лугу, а на его месте построить жилой район, оценив проект в ₽440 млрд. Профильные ведомства готовят свои позиции по этому вопросу

Совладелец "Трансмашхолдинга" Андрей Бокарев предложил президенту Владимиру Путину поддержать проект редевелопмента Большого порта Санкт-Петербург стоимостью 440 млрд руб., который предполагает перенос всех портовых мощностей в Усть-Лугу и строительство на освободившейся территории 4,8 млн кв. м жилья, коммерческих помещений и объектов социальной инфраструктуры и культуры.

Об этом говорится в письме Бокарева, которое он направил президенту 16 марта. У РБК есть копия письма, его содержание подтвердил источник, близкий к одному из профильных ведомств.

На письме — поручение Путина премьеру Михаилу Мишустину: "Проработать с заинтересованными министерствами и субъектами Федерации". Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что никогда не комментирует служебную переписку. Проект уже обсуждался на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова, который 25 марта поручил Минтрансу, Минэкономразвития и Росимуществу представить свои позиции в правительство для дальнейшего доклада президенту, знают источники РБК. Представитель Белоусова подтвердил РБК поручение профильным ведомствам подготовить позицию по проекту, в пресс-службе Минтранса сообщили, что изучают этот вопрос. Представитель "Трансмашхолдинга" отказался от комментариев.

Что предлагает Бокарев

Большой порт Санкт-Петербург, расположенный в Невской губе Финского залива и устьевой части Невы, — один из крупнейших портов на Северо-Западе России. Его грузооборот в 2020 году составил около 60 млн т. Крупнейшие стивидоры этого порта — Петербургский нефтяной терминал Михаила Скигина (9,2 млн т нефтепродуктов), "Первый контейнерный терминал" (8,8 млн т грузов) и "Петролеспорт" (7,1 млн т), входящие в Global Ports Сергея Шишкарева, а также "Морской порт Санкт-Петербург" UCL Владимира Лисина (7 млн т) и "Нева-Металл" "Северстали" Алексея Мордашова (3,3 млн т).

  • В письме Бокарева говорится, что редевелопмент порта соответствует стратегии городской администрации по формированию комфортных условий жизни для жителей Санкт-Петербурга и улучшению городской и транспортной инфраструктуры. "На высвобожденных 600 га территории будет создан флагманский район Санкт-Петербурга, который станет катализатором городского развития, задающим новые стандарты удобной для жизни городской среды для всей России", — пишет бизнесмен.
  • В качестве примеров из мировой практики он приводит Гамбург, Роттердам, Лондон, Торонто и Йокогаму, где аналогичные проекты стали точками притяжения для жителей, туристов и бизнеса. "Для Санкт-Петербурга, кроме всего прочего, такой проект сформирует современный облик его морского фасада и центра города", — указано в письме.
  • По мнению совладельца "Трансмашхолдинга", "наиболее целесообразным" представляется перенос портовых мощностей в Усть-Лугу, которая обладает необходимым для этого потенциалом и характеристиками. Усть-Луга, которая находится в Лужской губе Финского залива в Кингисеппском районе Ленинградской области (в 160 км от Большого порта Санкт-Петербург), — второй по грузообороту порт России после Новороссийска (103 млн т) и первый по пропускной способности (190 млн т). Бокареву принадлежит 48,99% нефтепродуктового наливного терминала "Усть-Луга Ойл" мощностью 30 млн т в год, другими совладельцами проекта являются трейдер Gunvor (26%) и "Транснефть" (25%). УГМК, совладельцем которой является Бокарев, управляет угольным терминалом Усть-Луги "Ростерминалуголь", перевалка которого в 2020 году составила 26,5 млн т.
  • Существующая инфраструктура порта в Усть-Луге используется только на 40% и может "органично интегрировать дополнительные объемы", считает Бокарев. К Усть-Луге подведена сеть железных дорог с "самым современным в России" депо "Лужская-Сортировочная" мощностью 120 млн т в год, добавляет бизнесмен.
  • Еще один аргумент Бокарева в пользу переноса портовых мощностей в Усть-Лугу — экономия на транспортных расходах за счет сокращения на двое суток транзитного времени при поставках в основные порты Европы, а также отсутствие потребности в ледокольной проводке судов. Навигация в Большом порту Петербурга осуществляется круглогодично, зимой для его работы иногда требуются ледоколы (например, в этом году).

Идея редевелопмента территории Большого порта Санкт-Петербурга не нова, заявил РБК Михаил Скигин (его слова передал представитель). Периодически она поднимается, начиная с 1990-х годов, но реальных шагов в этом направлении пока не предпринималось по причине огромной социально-экономической значимости порта для экономики Петербурга. Сейчас это десятки тысяч квалифицированных рабочих мест, огромный и растущий грузооборот и значительные поступления в бюджет города, добавил он.

По словам Скигина, при переносе из петербургского порта терминалов, связанных с экспортом нефтепродуктов, произойдет выпадение перевалочных мощностей более чем на 11 млн т в год, что негативно скажется на экспортном потенциале и работе как российских НПЗ, так и компаний, осуществляющих перевозку нефтепродуктов.

"Вопрос редевелопмента территории порта требует тщательной проработки с учетом привлечения к обсуждению всех заинтересованных сторон — не только организаций, занимающихся погрузочно-разгрузочной деятельностью, но и транспортно-экспедиторских, бункеровочных, логистических, сервисных и других компаний", — подчеркнул совладелец Петербургского нефтяного терминала, крупнейшего стивидора Большого порта. Он предложил для обсуждения вопроса создать рабочую группу, в которую помимо представителей транспортного бизнеса было бы логично включить представителей администрации Санкт-Петербурга, Росморпорта и Морской администрации порта Санкт-Петербург, а также общественников.

РБК направил запросы в пресс-службы администрации губернатора Санкт-Петербурга и правительства Ленинградской области, Минэкономразвития и Росимущества, а также представителям Global Ports, UCL и "Северстали".

Как предлагается финансировать проект

"Инициативная группа инвесторов", сформированная с участием акционеров "Трансмашхолдинга", готова выступить оператором проекта редевеломента Большого порта Санкт Петербург, пишет Бокарев. Для этого они создадут компанию "Корпорация развития портов Северо-Западного региона" (пока не зарегистрирована).

Инвестиции в развитие территории на месте Большого порта бизнесмен оценил в 440 млрд руб., из них от оператора проекта — 6 млрд руб. В редевелопмент портовых территорий будут привлечены "десятки миллиардов долларов частных инвестиций", говорится в презентации проекта (у РБК есть копия).

Весь проект редевелопмента в совокупности является "рентабельным" и может быть реализован в первую очередь за счет средств инвесторов с использованием государственно-частного партнерства при участии ВЭБа, добавил он. "Нам известна данная инициатива. Проект масштабный и требует всестороннего анализа", — сказал РБК представитель ВЭБа.

Совладелец "Трансмашхолдинга" напоминает, что ВЭБ уже кредитует строительство в Усть-Луге комплекса по переработке 45 млрд куб. м газа и производству 13 млн т сжиженного природного газа (СПГ), который реализует "Газпром" с "Русгаздобычей" Артема Оболенского. Стоимость проекта — 2,4 трлн руб.

Освободившиеся более 600 га земли, расположенные в Петербурге у Финского залива, планируется отдать под создание современных жилых и деловых районов города, в которых смогут проживать более 50 тыс. человек, говорится в презентации. На месте Большого порта в течение 15 лет планируется возвести объекты жилой и коммерческой застройки, а также социальной инфраструктуры и культуры общей площадью 4,8 млн кв. м: 3,64 млн куб. м — жилая застройка комфорт- и бизнес-класса, 778 тыс. кв. м — коммерческая застройка и 347 тыс. кв. м — социальные объекты. Прогнозируемая выручка резидентов этой территории — 130 млрд руб. в год, а после завершения строительства — 1,5 трлн руб. в год, или более 1% ВВП России, налоговые платежи в бюджет — 84 млрд руб., приводят оценки инициаторы проекта, сравнивая его по масштабам инвестиций со строительством объектов для Олимпиады в Сочи в 2014 году и освоением острова Русский.

Потенциальная стоимость земель, которые сейчас занимает Большой порт Санкт-Петербург в городе, — 100–150 млрд руб., говорит руководитель отдела рынков капитала и инвестиций в недвижимость компании Maris в ассоциации с CBRE Алексей Федоров. По его оценке, если освободить 600 га от портовых мощностей, можно построить около 3 млн куб. м жилой и коммерческой недвижимости. Затраты на строительство такого объема недвижимости составят около 150 млрд. руб, не считая расходы на инфраструктуру и рекультивацию, которые сейчас невозможно оценить, добавляет Федоров.

Как пытались перенести порт из Петербурга

Идея переноса грузовых портовых мощностей из Петербурга обсуждается не первый год. Например, в 2010 году перенос петербургского порта с городских территорий предлагалось включить в федеральную программу развития российских портов. Последний раз в Смольном заявляли о проработке этой идеи в 2018 году, когда пост губернатора еще занимал Георгий Полтавченко. "Принцип будет такой: мы сначала создаем условия для перехода основных операторов за пределы Петербурга, а потом освобождаем эту территорию под создание новой городской среды. Это касается Большого порта Санкт-Петербург", — говорил его заместитель Игорь Албин, поясняя, что речь идет о переносе мощностей в Приморск.

Позже сам Полтавченко заявил, что самое оптимальное место для переноса порта с городских территорий — в порт Бронка, который включен в состав Большого порта Санкт-Петербург, но находится на территории Ленобласти. Если какие-то мощности придется переводить дальше Бронки, то Смольный будет настаивать на том, что лучше их разместить в Усть-Луге, потому что Приморск расположен рядом с Выборгом на Карельском перешейке, популярном для "отдыха и петербуржцев, и жителей Ленинградской области", подчеркивал Полтавченко.

РБК

Показать больше