Министерство международной торговли Британии объявило о запуске программы "Сделано в Соединенном Королевстве, продано миру", которая нацелена на увеличение объемов экспорта до 800 млрд фунтов ежегодно к 2030 году и до 1 трлн – к 2035-му. Первоочередное внимание будет уделено развитию морской торговли, с помощью которой Лондон намерен возместить экономический ущерб от брекзита. Однако на практике заменить такого торгового партнера, как ЕС, будет практически невозможно.
Авторы 66-страничного плана выразили мнение, что развитие торговли с Китаем, Индией, Бразилией, Россией, Индонезией, Мексикой, Турцией, Филиппинами и Вьетнамом в долгосрочной перспективе может оказаться выгоднее налаживания привычных связей с ЕС и США. Это было мотивировано тем, что страны Индо-Тихоокеанского региона станут основой экономического роста мировой экономики в будущем. Весьма необычно обнаружить такие выводы в документе, составленном чиновниками страны, взявшей едва ли не враждебный внешнеполитический курс в отношении Китая и России.
Тем не менее составители плана предлагают взглянуть правде в глаза и признать, что глобальная экономика меняется. Впрочем, одну из реалий они все-таки забыли сами. Евросоюз – ключевой торговый партнер Британии, который находится совсем рядом и на который приходится до 46% экспорта. И пытаться его быстро заменить вряд ли получится.
Однако Лондон все-таки попробует это сделать. Докладчики уверяют, что стратегия соглашений о свободной торговле сработает. В качестве примера они приводят договоренности с Японией и Перу. Дескать, с помощью морской торговли Британия сможет вернуть себе былое величие. Впрочем, перспектив величия пока нет.
Договоренности с Перу могут повлиять на торговлю общей суммой 1,7 млрд фунтов, но в контексте всего экспорта (он составляет примерно 600 млрд фунтов ежегодно) эти цифры не такие уж большие. А восстановление экспорта после выхода из ЕС и пандемии у Британии происходит темпами более низкими, нежели у других развитых стран, подчеркивает Би-би-си. К тому же, по данным Управления по бюджетной ответственности, финансируемого Казначейством, экспорт в ЕС в долгосрочной перспективе снизится на 15%.
"Желание что-то получить от "дальней" торговли, в частности с Японией, является скорее ностальгией по имперскому прошлому, которого не вернуть. С Австралией и Новой Зеландией соглашения дадут не так много, учитывая, что и до этого с бывшими колониями торговля шла неплохо. Однако речь шла о незначительных процентах. ЕС все равно остается главным торговым партнером", – сказал "НГ" профессор Высшей школы экономики и ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей Портанский.
Эксперт подчеркнул, что в какой-то степени ни с чем Лондон оставил бывший президент США Дональд Трамп. "Он поначалу пообещал "грандиозное" торговое соглашение Лондону и призвал Британию поскорее выйти из ЕС, а затем, по сути, бросил британцев на произвол судьбы. Потому что выяснилось, что не только президент США принимает решение о заключении договора, который может противоречить интересам американского бизнеса", – пояснил Портанский.
Как известно, никакого соглашения о свободной торговле Лондон и Вашингтон так и не заключили. Более того, администрация Джозефа Байдена поддерживает ЕС в споре вокруг протокола по Северной Ирландии.
Но нельзя не отметить, что желание Лондона помочь бизнесу с улучшением имиджа и представлением товаров зарубежным потребителям в целом верно. Поддержка предпринимателям в освоении "дальних" рынков действительно необходима. Насколько же это поможет, покажет время.
"В целом концепция соответствует плану "Глобальная Британия", в котором Лондон описал, как он собирается использовать возможности от выхода из состава ЕС. Сейчас Британия в рамках ВТО может договариваться от своего имени с другими странами и пытается реализовать данную возможность",– сказала "НГ" руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
Независимая газета