После начала военной "спецоперации" России на Украине получение многих привычных для россиян финансовых услуг оказалось проблемой. Это касается и международных денежных переводов. Из-за санкций крупнейшие банки России не могут пользоваться системой SWIFT для переводов за границу. В начале марта от нее были отключены ВТБ, банк "Открытие", Совкомбанк, Промсвязьбанк и Новикомбанк, в начале мая стало известно о планах ЕС отключить от системы передачи финансовых сообщений еще три крупных банка — Сбербанк, Россельхозбанк (РСХБ) и Московский кредитный банк (МКБ). Причем Сбербанк, несмотря на то что до сих пор не был отключен от системы SWIFT, де-факто потерял возможность проводить международные переводы после блокировки корреспондентских счетов в американских банках и попадания в список SDN. То же самое касается и Альфа-банка.
Однако другие российские банки, которые под санкции не попали, также испытывают трудности при использовании системы SWIFT — зарубежные банки могут отклонить перевод, заморозить его или потребовать доказать легальное происхождение средств. Количество запросов к сервису GPI-трекинга, который предоставляет информацию о движении средств, выросло в разы, говорят представители банков.
Какие сейчас есть ограничения для SWIFT-переводов
Центробанк с 16 мая увеличил лимит для перевода валюты за рубеж. Теперь российские резиденты и нерезиденты из дружественных стран могут перевести до 50 000 в месяц в иностранной валюте в долларовом эквиваленте со своего счета в российском банке на свой счет или счет другого физлица за рубежом. Нерезидентам из стран, присоединившихся к санкциям, можно переводить с российских счетов средства в размере зарплаты, если они работают в России, либо в пределах $10 000 в месяц со счета и $5000 без открытия счета.
О чем нужно знать при переводе денег через SWIFT
Иностранный банк может запросить подтверждение происхождения денег.
4 мая один из клиентов Тинькофф Банка и его супруга отправили два перевода примерно по €9500 с разницей всего в несколько часов со счетов в Тинькофф Банке на счет в израильском банке, рассказал Forbes клиент Тинькофф Банка, пожелавший сохранить анонимность. 6 мая ему пришло сообщение, что операция завершена, однако деньги на счете в израильском банке не отображались. 16 мая клиент "Тинькофф" получил GPI-трек (информацию о местонахождении средств), который показывает, что с 6 мая деньги все–таки находятся в израильском банке. По словам клиента, израильский банк запросил информацию о происхождении денег.
"Я не первый раз отправляю деньги, так что могу сказать, что периодически израильские банки требуют подтвердить происхождение. Это зависит от суммы и частоты перевода, судя по всему, €9500 — это сумма, которая вызывает вопросы у банка", — рассуждает он. В рамках этой процедуры клиент собирает банковские выписки, которые показывают движение денег, используемых для перевода, например, то, что перевод — это зарплата или доход с брокерского счета. "Это несложная процедура, по крайней мере для меня как гражданина России и Израиля", — говорит собеседник Forbes.
Проблемы, связанные с проведением зарубежными банками AML-контроля (anti-money laundering, противодействие отмыванию денег), еще в прошлом году приводили к задержкам переводов средств как физических лиц, так и компаний, так что в текущей ситуации эти проблемы только обостряются, и нужно быть готовым, что к отправителям и получателям средств из российской юрисдикции будет самое пристальное внимание, говорит председатель правления ассоциации "Финансовые инновации" Роман Прохоров.
Форбс