Балтийский транзит: почему туристы едут из Европы в Россию на автобусах

Международные автобусы для многих путешественников из России в этом году стали самым бюджетным способом добраться до Европы. Дорога на автобусах с пересадками из Москвы в Германию займет двое суток, но обойдется дешевле, чем перелет через Стамбул или Ереван.

На автобусах туристы чаще возвращаются из Европы в Россию, чем покидают ее. 

Количество автобусных маршрутов из России в зарубежные страны в 2023 году сократилось на 26% — с 435 до 321 по сравнению с прошлым годом, рассказали Forbes в "Росавтотрансе". Из Петербурга, например, в 2022-м отправлялись автобусы по 59 международным маршрутам, а теперь — только по 44.

В то же время пассажиропоток на некоторых направлениях стабильно растет. Например, за первые пять месяцев 2023 года из Калининграда в Европу выехали на автобусах более 20 000 пассажиров, на 36% больше, чем за тот же период прошлого года, по данным Калининградского автовокзала. Отсюда можно добраться в Латвию, Эстонию, Литву, Польшу и Германию.

У компании "Совавто", выполняющей рейсы из Петербурга в Хельсинки, пассажиропоток в 2023 году (до недавнего закрытия финской границы) увеличился на 40-50% по сравнению с 2019 годом. "За это время количество маршрутов не изменилось, но стало больше отправлений из-за того, что железнодорожные перевозки прекратились, а авиационные — усложнились и подорожали", — поясняет Сергей Петросян, заместитель генерального директора "Совавто". Автобусы, по его словам, — самая разумная альтернатива дорогим перелетам с пересадками в Стамбуле, Ереване или Белграде.

Загрузка рейсов стала более равномерной в течение года, а пассажиропоток вышел на допандемийный уровень, рассказал Forbes Андрей Волков, генеральный директор компании Ecolines RUS. На международных автобусах Ecolines, работающей в 19 странах, можно, например, добраться из Москвы в Берлин с одной пересадкой. Дорога, правда, займет 46 часов.

Многие пассажиры в 2023 году выбирали такой маршрут: доезжали на автобусе до аэропорта в Эстонии или Финляндии, а оттуда лоукостерами улетали в другие страны, говорит Волков. Поездка получалась бюджетной: билет на автобус из Петербурга в Таллин стоит 4800 рублей, а из Таллина за 8000-10 000 рублей можно улететь, например, в Амстердам (на рейсах Air Baltic, Norwegian, LOT, SAS).

Самым востребованным в 2023 году был рейс "Петербург — Хельсинки" — на него приходится 19% всего спроса на зарубежных направлениях, отмечает Никита Белов, директор по развитию автобусного рынка сервиса Tutu.ru. Билеты на этот топовый рейс подорожали на 20% по сравнению с 2022 годом, а средний чек составил 5485 рублей.

"Рекордно вырос спрос на автобус из Калининграда в польский город Гданьск, со 186-го места в нашем рейтинге он переместился на шестое", — говорит Белов. В топ-5 вошли рейсы "Петербург — Таллин", "Петербург — Минск", "Владикавказ — Тбилиси" и "Москва — Минск".

Регулярные автобусные рейсы на маршруте из Петербурга в Финляндию выполняли транспортные компании Lux Express, Ecolines, "Совавто", Baltic Shuttle. 18 ноября Финляндия закрыла все КПП на своей границе с Россией длиной более 1000 километров. После этого перевозчики сообщили, что отменили рейсы, а пассажирам предложили поменять билеты на другие направления — из Петербурга в Таллин или Минск.

Возвращенцы

В 2022-2023 годах кардинально изменился портрет пассажиров международных автобусов, рассказывает Волков. Раньше 90% клиентов были туристами: многие ездили из Питера в Финляндию на шопинг, в спа-центры или просто отдохнуть на выходные. В сентябре 2022 года страны Балтии, Польша и Финляндия закрыли въезд для россиян с туристическими визами. Сейчас большинство пассажиров едут к родственникам или по делам, у них есть двойное гражданство, вид на жительство в ЕС или прочие документы, которые дают право на пересечение границ.

Транспортную компанию могут оштрафовать на €3000, если она привезет на пограничный пункт пассажира, у которого нет права на пересечение границы Финляндии, рассказывают перевозчики. Поэтому работы у них прибавилось: в Ecoline, например, появился администратор, который проверяет документы пассажиров при посадке. Регулярно приходят люди с просроченными паспортами, странными бумажками, по которым их точно пограничники не пустят, рассказывает Волков: "Раньше они летели самолетами, теперь идут к нам".

Интересный тренд: возвращающихся в Россию пассажиров у автобусных операторов стало примерно в полтора раза больше, чем уезжающих из нее, рассказывает Волков. В этом году пассажиры освоили такой маршрут: в Европу летели через Турцию или Армению, а обратно возвращались на западных лоукостерах и автобусах через страны Балтии, Польшу и Финляндию. Обратная дорога обходилась им в разы дешевле. На рост "возвратного" потока обратили внимание и аналитики сервиса Tutu.ru: билетов на въезд в Россию теперь продается заметно больше, чем на выезд, говорит Никита Белов.

Но есть нюансы

Главные проблемы перевозчиков сейчас связаны с геополитическими причинами. "В Финляндии и Эстонии есть ограничения на обслуживание автобусов с российскими номерами, продажа запчастей также под санкциями, — уточняет Петросян. — Сложнее стало рассчитываться с западными партнерами — автовокзалами и билетными агрегаторами". Волков говорит, что вопрос обновления и ремонта автопарка в России (40 автобусов MAN) для его компании тоже актуален, и решать его теперь непросто.

Задержки на границах — один из основных неприятных моментов, с которыми сталкиваются перевозчики и пассажиры. За последний год у операторов появились новые клиенты, пересевшие с самолетов и поездов, — раньше они не пользовались автобусами, объясняет Волков. Для них стало открытием, что на границе надо выходить из автобуса с вещами, стоять в очередях, иногда часами ждать, когда проверят всех попутчиков.

Например, автобус "Москва — Рига" может добираться до места назначения больше суток из-за многочасовых ожиданий на границе. В 2023 году были случаи, когда прохождение через два пункта погранконтроля — российский и латвийский — занимало 24 часа. Иногда пассажиры не выдерживают: самостоятельно проходят через КПП и успевают сесть в предыдущий автобус того же перевозчика, рассказывают пользователи туристического "Форума Винского".

В транспортных компаниях надеются, что закрытие финской границы — временное и рейсы из Петербурга в Хельсинки они смогут запустить в следующем году. "Мы усилили эстонское и белорусское направления", — говорит Волков. Ecolines увеличил количество рейсов из Петербурга в Таллин: было два в день, стало четыре.

"Плюсы путешествий на автобусе — это не только цена, но и удобное время отправления и прибытия, большое количество городов, куда есть рейсы", — отмечает Никита Белов. Порой с водителем можно договориться, и он делает незапланированную остановку, чтобы пассажир вышел ближе к пункту назначения. "И, конечно, туалет и Wi-Fi в автобусе — тот минимум, без которого я бы не советовал отправляться в путь", — добавляет Петросян.

Форбс

Показать больше