Молчи, груз, молчи: штраф за неоплату "Платона" увеличили в четыре раза

Штраф за неоплату в системе "Платон" проезда грузовиков полной массой более 12 т вырастет сразу в четыре раза. Это сделает экономически невыгодным игнорирование этой системы недобросовестными перевозчиками.

Молчи, груз, молчи: штраф за неоплату "Платона" увеличили в четыре раза

С учетом сбоев, которые отмечаются в работе "Платона", от новых правил могут пострадать и компании, которые полностью оплачивают проезд своих грузовиков по дорогам, предупреждают эксперты. Подробности — в материале "Известий".

Экономическая целесообразность

Государственная дума приняла в первом чтении подготовленные правительством поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение штрафов за неоплату проезда грузовых автомобилей массой более 12 т по федеральным трассам (система "Платон"). Информация опубликована на официальном сайте нижней палаты парламента.

Согласно законопроекту, санкцию за данное нарушение планируется увеличить сразу в четыре раза: с 5 тыс. до 20 тыс. рублей. Действующий штраф был введен в 2011 году, и с тех пор его размер не пересматривался.

В сопроводительных документах к законопроекту отмечается, что при нынешних тарифах в системе "Платон" (3,05 рубля за километр) грузоперевозчикам выгоднее оплачивать штраф, чем сам проезд. В результате в 2019 году по ст. 12.21.3 КоАП, по данным Ространснадзора, было вынесено 1,097 млн постановлений, а в 2020 году их число выросло до 1,173 млн. В 2021 году количество выявленных нарушений снизилось до 830 тыс., однако в 2022 году резко выросло — сразу до 1,621 млн случаев. Таким образом, за 2–3 года количество фиксируемых правонарушений увеличилось более чем на 47%.

"В 2023 году рост вышеописанных случаев, при которых экономически выгоднее уплачивать штраф, чем вносить плату за пробег, составил 64% к значению за 2022 год. Следовательно, при данных условиях не решается задача <...> по предупреждению совершения административных правонарушений", — следует из пояснительной записки к законопроекту. При этом недополученный доход федерального бюджета от неуплаты "Платона" может "достигать миллиардов рублей в год", — подчеркивается в документе.

По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павла Федяева, статистика ясно показывает, что штрафы перестали работать, они стали обыденностью и, по сути, заменили недобросовестным водителям необходимость платить за проезд.

— Дороги разбиваются, а мы помним, что автомобильные грузоперевозки у нас сильно выросли в последнее время. Но вместо оплаты в казну идут штрафы, размер которых не менялся с 2011 года. Если кому-то так нравится их платить, имеет смысл просто повысить до тех значений, которые помогут содержать дороги в нормативе, — заявил "Известиям" депутат.

Без вины виноватые

Повышение штрафа в ряде случаев действительно сделает экономически более выгодным официальную оплату проезда для грузовиков, отмечает президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.

— При нынешних тарифах "Платона" маршрут из Москвы, например, до Новосибирска обойдется примерно в 10 тыс. рублей. Очевидно, что сейчас в этом случае выгоднее заплатить 5 тыс. рублей в виде штрафа, — заявил он "Известиям".

При этом эксперт подчеркивает, что из-за некорректной работы системы "Платон" штраф за неоплату проезда могут получить и добросовестные грузоперевозчики. По его словам, компания, имеющая парк примерно в 500 фур и полностью оплачивающая их проезд в системе, из-за различных сбоев всё равно получает в год примерно 20–30 штрафов за неоплату "Платона".

— Оспорить эти штрафы достаточно проблематично. Для этого необходимо ехать под Тверь — "Платон" принимает жалобы только там. Причем обжаловать их в онлайн-режиме невозможно, так как требуется личное присутствие представителя компании-перевозчика, — рассказал "Известиям" Тарас Коваль.

Недобросовестные перевозчики, которые принципиально не оплачивают "Платон", обходят систему при помощи различных ухищрений, в том числе и специально скрывая номер при проезде контрольных точек и камер слежения, считает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков.

— А вот те, кто честно всё платит, ни от кого не скрывается, но при этом по случайности или из-за какого-то сбоя вдруг зачислен в "неплательщики", рискуют пострадать от повышения штрафов, — полагает он.

Правильно, но рано

В последнее время жалоб на работу систему "Платон" стало заметно больше, рассказал "Известиям" вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Основные претензии связаны с некорректным определением системой местоположения фуры из-за работы комплексов глушащих сигнал GPS, пояснил он.

— Система просто "не видит" машину на том или ином участке трассы, либо показывает, что она находится совершенно в другом месте. В итоге перевозчики получают штрафы, — рассказал "Известиям" вице-президент НАС.

По его мнению, в нынешних условиях необходимо не повышать штрафы за неоплату "Платона", а, наоборот, отменить их. Прежде всего в ситуациях, когда в работе системы из-за внешнего воздействия в том или ином регионе или на участке дороги наблюдались явные сбои. В противном случае недовольство "Платоном" будут высказывать всё больше грузоперевозчиков, в том числе и те, кто добросовестно оплачивает проезд своих грузовиков.

С ним согласен член общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто. По его словам, сама идея законопроекта, предполагающая экономические рычаги воздействия на компании и водителей грузовиков, которые игнорируют "Платон", правильная. Однако в текущей ситуации идея повышения штрафов для неплательщиков несвоевременна.

— Проблема с неоплатой проезда грузовиков по дорогам существует, и она достаточно серьезная — количество тех, кто не платит за проезд фуры, растет. Очевидно, что с повышением штрафа станет экономически выгоднее работать "в белую" с этой системой. Но пока есть трудности и сбои в работе "Платона", в том числе из-за внешних факторов и неточного определения устройством в кабине грузовика геопозиции фуры, вводить повышенные штрафы за неоплату, на мой взгляд, преждевременно, — заявил "Известиям" Игорь Моржаретто.

Известия

Показать больше