Подчеркивается, что это лишь очертания возможных требований действующей администрации, которая, по словам президента США Дональда Трампа, готовится вести торговые переговоры более чем с 70 странами. Согласно WP, иностранные дипломаты рассчитывают наладить контакт с Белым домом либо через министра финансов Скотта Бессента, либо через министра торговли Говарда Латника.
Помимо снижения пошлин на американские товары США могут потребовать отказаться от нетарифных ограничений: стандартов, проверок и требований.
Но одно из наиболее проблемных возможных требований администрации Трампа – прекратить поставки китайских товаров через третьи страны. Особенно это болезненно для Вьетнама и Мексики. Это требование направлено на ограничение возможности китайских производителей обходить американские пошлины.
По данным газеты The Wall Street Journal (WSJ), китайские производители в большей мере предпочитают Мексику, которая благодаря соглашению USMCA 2018 г. (пришло на замену NAFTA 1992 г.) обладала правом беспошлинной торговли с США. «Китайские фирмы инвестировали миллиарды долларов в сотни мексиканских фабрик, производящих автозапчасти, электронику, мебель, медицинское оборудование и другие товары для американского рынка», – говорится в материале WSJ. Предполагается, что, в частности, благодаря этому значительно увеличился торговый дефицит США с Мексикой: с $78 млрд в 2018 г. до $172 млрд в 2024 г.
Но говоря о несправедливом отношении к США, Трамп и его окружение обычно упоминают не только Китай, но и Евросоюз (ЕС). Как сообщила 14 апреля итальянская газета Corriere della Sera, Италия и Германия готовы закупать у США больше оружия и газа в обмен на урегулирование торговых противоречий. Предполагается, что эта тема может быть затронута во время визита в США премьер-министра Италии Джорджи Мелони, который планируется 16–17 апреля.
Трамп объявил «зеркальные пошлины» в отношении большинства стран 2 апреля, но уже 9-го числа приостановил их на 90 дней для всех, кроме Китая. США намерены использовать перерыв для торговых переговоров. Об этом написал сам Трамп в своей соцсети Truth Social 9 апреля.
Государства, которые стремятся к автономии или уже интегрированы в инфраструктуру BRICS+, вряд ли согласятся выполнять американскую повестку, говорит основатель инвестиционно-консультационной компании Enfilade Capital Александр Кубышкин. По его словам, для них вопрос не в тарифах, а в суверенитете. В то же время такие союзники США, как Япония, Южная Корея или Израиль, скорее всего, пойдут на уступки, так как зависят от Вашингтона не только экономически, но и в сфере безопасности. Но эксперт подчеркивает, что даже при благоприятной политической конъюнктуре разработать индивидуальные соглашения более чем с 70 странами будет трудно. «Переговоры подобного уровня могут занять от полутора до трех лет», – сказал Кубышкин. Что касается требования Вашингтона запретить Китаю использовать третьи страны как транзитные хабы для поставок в США, это, пожалуй, одна из самых сложных задач в рамках всей новой тарифной архитектуры. Формально подобное ограничение возможно: в рамках двусторонних соглашений можно прописать положения, касающиеся «правил происхождения» товаров, усилить таможенный контроль, ввести обязательства по маркировке компонентов и финальной сборке. Но реализация этих мер на практике крайне затруднена, так как потребует дополнительной инфраструктуры и технического взаимодействия.
Проблема не только в пошлинах, но и в подходе нынешней американской администрации к реализации торговой стратегии, считает начальник центра рыночных стратегий Газпромбанка Егор Сусин. Эксперт объяснил, что тарифы снижают спрос и ухудшают экономические ожидания, но более негативный фактор – это неопределенность, которая царит на сегодняшний день. Что касается потенциального возврата/переноса производств в США, то это может не только занять много времени, но и в итоге оказаться нерентабельным, потребовав постоянных субсидий из бюджета.
Ведомости