Дело "техники": крупные перевозчики уходят от налогов за счет дробления бизнеса

Крупные автоперевозчики массово уходят от налогов за счет дробления бизнеса, выяснили "Известия". Необлагаемый налогами объем средств оценивается в 16 трлн рублей. Ранее в подобной схеме были уличены блогеры.

Дело "техники": крупные перевозчики уходят от налогов за счет дробления бизнеса

Так, "дочка" X5 Group недоплатила по такой схеме налогов на 320 млн рублей, аналогичные претензии были и к "дочке" "Магнита" — более чем на 584 млн рублей. Для снижения НДС и обналички средств компании используют так называемые технические фирмы. В I квартале 2025 года вскрыто их рекордное число — 440 штук.

Как компании сокращают налоговые выплаты

Федеральная налоговая служба (ФНС) предъявила "дочке" X5 Group — логистической компании "Агро-Авто" — претензию в неуплате налогов на 320 млн рублей. Судебное решение вступило в силу 21 мая 2025 года, "Известия" ознакомились с документом.

В решении московского арбитража, подтвержденного Верховным судом, говорится, что для ухода от налогов и обналичивания средств использовались так называемые технические компании — они не имеют штата сотрудников, своих ТС и используются для вывода денег из-под налогового учета.

"Технички" используются бизнесом для превращения его в многоступенчатую схему посредников для снижения налога на добавленную стоимость (НДС), рассказал "Известиям" руководитель аналитического агентства "Контроль рисков" Алексей Кожевников. Они же применяются для обналичивания средств, добавил он.

ФНС в ходе проверок "Агро-Авто" выявила около 10 таких "техничек". Значительная часть денежных средств, поступивших на счета этих контрагентов от "Агро-Авто", направлялась физическим лицам за оказание услуг по перевозке и обналичивалась, отражено в судебном решении. Услуги перевозки фактически оказывали индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, не являющиеся плательщиками налога.

С помощью сомнительных контрагентов размер НДС удавалось сократить на 90–99,99%, говорится в решении суда.

По итогам расследования налоговая инспекция доначислила компании 320,47 млн рублей дополнительного налога на добавленную стоимость. "Агро-Авто" оспаривала это решение вплоть до Верховного суда, но тот оставил его в силе.

Аналогичная ситуация произошла и с другим крупным автоперевозчиком — компанией "Сельта" ("дочкой" "Магнита"). В ее деятельности также нашли десятки "техничек", использовавшихся для снижения НДС и обналичивания средств. В решении суда отмечено, что компания создавала фиктивный документооборот с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В результате в декабре 2024 года с "Сельты" взыскали 584 млн рублей без учета штрафов и пени.

В пресс-службе "Магнита" "Известиям" сообщили, что ФНС выставила претензии "Сельте" в части применения вычетов НДС по контрагентам, оказывавшим компании транспортные услуги. В частности, ФНС не подтвердила вычеты по цепочке контрагентов (субподрядчики 7–8-го звена), поскольку они не являлись плательщиками НДС. Сам факт оказания услуг перевозки с привлечением наемных перевозчиков ФНС не оспаривала.

По данным "Магнита", претензии налогового органа не носят системный характер, а имеют отношение лишь к единичным операциям. Все суммы, указанные в решении налогового органа, уплачены в полном объеме. В компании подчеркнули, что за последние годы компания почти в пять раз сократила использование наемного транспорта в своей работе, сделав ставку на расширение и обновление собственного автопарка.

Как рассказал "Известиям" Алексей Кожевников, есть, впрочем, и гораздо более впечатляющие примеры налоговых претензий и создания фиктивных контрагентов. К примеру, с автоперевозчика "АТЛ Регионы" из Санкт-Петербурга ФНС взыскивает более 799 млн рублей (судебные разбирательства в самом разгаре). А одним из рекордсменов по числу фиктивных контрагентов стало ООО "Квик Лайн Логистик" из Санкт-Петербурга. ФНС насчитала у него единовременно 123 "технички" и начислила 235 млн рублей дополнительных налогов, добавил эксперт.

Общая сумма налоговых начислений для транспортно-логистических компаний за 2024 год составила 15,75 млрд рублей, число выявленных "техничек" у них остается на рекордно высоком уровне, отметил Алексей Кожевников. В целом в I квартале 2025 года ФНС обнаружила 440 таких фиктивных компаний.

По данным "Общественной потребительской инициативы" (ОПИ), заказчиками услуг недобросовестных ТЛК выступают более 240 крупнейших компаний-грузовладельцев с суммарным оборотом более 16 трлн рублей. По данным ассоциации "АвтоГрузЭкс", число автоперевозчиков, работающих вне правового поля, остается на стабильно высоком на уровне — более 60%.

Объем ежегодно недополучаемых государством налогов от отрасли автоперевозок достигает 900 млрд рублей, сказал "Известиям" председатель ОПИ Олег Павлов.

— Мы обратились к руководителю ФНС Даниилу Егорову с письмом и попросили принять необходимые меры по пресечению недобросовестных практик в сфере автоперевозок, — сказал он.

"Известия" направили запросы в ФНС, Х5 и "Агро-Авто", "Сельту" и другим перевозчикам.

Схема дробления бизнеса применяется не только в автоперевозках, но и в блогосфере. Например, одним из самых громких стало уголовное дело в отношении Елены Блиновской. 3 марта 2025 года Савеловский районный суд Москвы признал ее виновной в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, отмывании денежных средств и неправомерном обороте средств платежей. По версии следствия, в период с 2019 по 2021 год Блиновская уклонилась от уплаты налогов на сумму более 900 млн рублей, используя схемы дробления бизнеса. С учетом пеней и штрафов налоговая задолженность составила 1,4 млрд рублей. Она получила пять лет колонии общего режима, штраф в размере 1 млн рублей и запрет на коммерческую деятельность в течение пяти лет после освобождения.

Что такое "бумажный" НДС и как им "оптимизируют" налоги

— Чаще всего российские перевозчики оптимизируют подоходные налоги (НДФЛ) и страховые взносы при выплате заработных плат, — рассказал "Известиям" президент ассоциации автоперевозчиков "АвтоГрузЭкс" Вадим Филатов. — На втором месте среди востребованных моделей оптимизации — уход компаний от налогов на добавленную стоимость. Для этого используется в том числе "топливная схема", при которой часть оплаты субподрядчикам за перевозки проводится не деньгами, а горючим, в документах эта сделка не отражается. Наниматель декларирует, что топливо израсходовал самостоятельно, за счет чего получает вычет по НДС.

Еще один распространенный способ — приобретение так называемого бумажного НДС, продолжил он. Компания формально оплачивает услуги или товары у своих контрагентов, но фактически сделка не предполагает реального оборота ни товаров, ни услуг.

Таким образом недобросовестные фирмы искусственно завышают расходы, чтобы снизить размер уплачиваемых налогов — как НДС, так и налога на прибыль, отмечает эксперт.

— Результаты проведенного ОПИ в ноябре 2024 года мониторинга показывают, что более 50% транспортно-логистических компаний (ТЛК) практикуют выдачу "серых" зарплат. Тем самым наряду со страховыми взносами искусственно уменьшаются суммы НДФЛ, способствуя снижению поступлений в региональные и местные бюджеты, — рассказал Олег Павлов.

Зависимые от зарплат в конвертах водители систематически перерабатывают. Как следствие, нарушения режима труда и отдыха приводят к ДТП, способствуют снижению популярности профессии, провоцируют рост цен на перевозки, отмечает эксперт.

— Среди "серых" схем популярно незаконное возмещение НДС за счет привлечения третьих лиц, освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость, и дробление бизнеса на организации с разными налоговыми режимами по НДС, — рассказал "Известиям" президент АО "ИТЕКО" Евгений Бабаев. — Высока и доля неофициальной заработной платы.

Для улучшения ситуации на рынке необходимо запретить создание компаний-перевозчиков, если у них нет в штате водителей и транспорта, а также снизить ставку НДС до 10%, добавил участник рынка.


Дробление бизнеса для снижения налоговых выплат применяется не только в сфере автоперевозок, но и в сфере строительства, общепита, торговли на маркетплейсах и даже в блогосфере, рассказал Олег Павлов. Расследование может дойти и до возбуждения уголовного дела, но степень наказания зависит от множества факторов, прежде всего от размеров ущерба для государства, добавил эксперт.

Известия

Показать больше