Для российских компаний выход на рынки БРИКС - это не просто расширение географии продаж, а возможность реализовать даже нишевые разработки. Особенно это касается фундаментальных сфер, без которых сейчас невозможно обслуживать международные торговые операции, - транспорта и кибербезопасности.
Полезный опыт
В своем выступлении Наталья Попова подчеркнула, что экспорт в данном случае не ограничивается поставками отдельных решений. Речь идет об экспорте технологического суверенитета, то есть передаче стандартов, позволяющих партнерам выстраивать свои устойчивые технологические контуры.
"Это принципиально отличает российский подход от западного, где технологическая экспансия часто сопровождается подавлением локальных решений", - сказала Попова. И отметила, что Россия, сталкиваясь с санкционным давлением, не просто удерживает позиции, но использует ситуацию как шанс ускорить технологическое развитие. Заместитель министра транспорта Андрей Никитин согласился с этим тезисом и привел пример логистической отрасли, которой пришлось создавать альтернативы целым группам иностранных решений.
Управление без рисков
Андрей Никитин, в частности, отметил, что РФ удалось почти полностью заместить критически важные ИТ-системы в разных видах транспорта за счет индустриальных центров компетенций. Эти суверенные решения позволяют управлять отраслью без риска внешнего отключения и могут быть интересны странам БРИКС как пример независимой транспортной инфраструктуры.
Россия не прекращает реализовывать планы и по развитию Северного морского пути, логистика которого имеет прямое отношение к нескольким странам БРИКС. Здесь, по его словам, требуются высокоточное дистанционное зондирование Земли и навигация, чтобы обеспечить безопасность и эффективность перевозок в условиях арктической среды. Это еще одно поле для международных технологических альянсов.
Чтобы не только эти, но и другие важнейшие инновации могли легко попадать в общий технологический контур БРИКС, странам необходимо создавать не только межгосударственные, но и частные бизнес-альянсы. Несмотря на наличие многочисленных рабочих групп, не хватает скоординированных запросов от участников логистических цепочек и производителей, объясняет Никитин. "Только совместная работа бизнеса и государства сможет сформировать эффективную нормативную среду.
Именно в этом БРИКС может сыграть ключевую роль как площадка для открытого диалога", - подчеркнул он.
Превзойти аналоги
Заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин поддержал тезисы о важности технологических альянсов в транспорте. По его мнению, дальнейшее развитие невозможно без кооперации и синхронизации усилий, особенно в сфере цифровых логистических услуг. Цифровизация транспортной отрасли должна происходить равномерно: если один участник сервисной цепочки будет технически опережать остальных, конечный клиент не получит качественный продукт. Именно поэтому так важно двигаться в одном темпе.
Из-за санкционного давления логистике пришлось искать альтернативы целым группам иностранных решений
По словам Чаркина, уровень цифровизации в транспорте уже превышает 89 процентов, и это делает российские разработки в логистической сфере привлекательными для использования в других странах БРИКС. Особенно учитывая тот факт, что отечественные ИТ-продукты создаются только с условной ориентацией на конкурирующие решения.
"Мы не просто замещаем иностранные технологии, а стремимся создавать решения, превосходящие аналоги", - сказал Чаркин.
Примерами такой системы он назвал новое поколение билето-продажной платформы "Экспресс", а также цифровой интерфейс взаимодействия с грузоотправителями. Эти системы не имеют аналогов на мировом рынке и уже включены в экспортный портфель РЖД.
Объединить усилия
Сооснователь Фонда развития кибербезопасности "Сайберус" Юрий Максимов подчеркивает, что кибервойна, в том числе между крупными экономическими блоками, продолжается.
При этом уязвимости критически важных для государств цифровых инструментов связаны как с зависимостью от иностранных производителей, так и с человеческим фактором: системы сложны, плохо стандартизированы и слабо защищены. Именно поэтому Максимов акцентирует внимание на важности создания доверенных решений.
"Страны, не обладающие полной технологической независимостью, должны понимать, как сохранять цифровой суверенитет. Это возможно при условии контроля над архитектурой, замкнутости контуров и изоляции от внешнего вмешательства", - объяснил эксперт. И подчеркнул: нельзя полагаться на одну страну или одного поставщика. Надежная цифровая экосистема строится через кооперацию множества производителей, стандартизацию и совместимость компонентов.
Президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета Андрей Безруков заявил: мир вступает в новый технологический цикл, и глобализация в прежнем виде закончилась. На смену ей приходит формирование двух конкурирующих техноэкономических блоков - вокруг США и Китая. В этих блоках доминируют собственные технологические платформы, стандарты и политические интересы. Их задача - захватить максимальное влияние в будущем технологическом укладе. Это неизбежно ведет к конфронтации.
Технологические альянсы должны формироваться не как инструменты доминирования, а как площадки сотрудничества.
Россия и страны БРИКС, по словам Безрукова, пытаются выстроить альтернативную модель - мир, основанный на равноправии и уважении интересов всех участников. Это сложная задача, но другого пути, по его мнению, нет. В рамках этого подхода технологические альянсы должны формироваться не как инструменты доминирования, а как площадки для сотрудничества.
Он обратил внимание и на ограниченность российских ресурсов и размера внутреннего рынка, особенно по сравнению с Китаем. Однако такая же ситуация наблюдается и у других стран: Японии, Индии, государств Юго-Восточной Азии, арабского мира, Латинской Америки. Все они нуждаются в объединении усилий ради достижения "критической массы" - условий, при которых возможно масштабное развитие собственных технологий и бизнесов. В этом контексте Безруков предлагает развивать идею "движения технологического неприсоединения". Его суть - не борьба с платформами, а выработка прозрачных и справедливых правил.
"Современные решения должны быть открыты, совместимы и построены на единых принципах", - сказал эксперт.
Ключевыми сферами для такого сотрудничества, по его мнению, сейчас являются кибербезопасность и искусственный интеллект. На этих направлениях уже ведется активная работа, например в рамках диалога России с Индией. Безруков уверен: только открытый подход к разработке и совместному использованию технологий обеспечит устойчивость и суверенитет в цифровую эпоху.
Российская газета