Полезный инструмент – таможенный тариф

Необходимо менять методы таможенного регулирования, иначе стране не выжить в условиях глобальной экономики. В основе изменений должны лежать несколько принципов – протекционистских, структурных, стимулирующих и фискальных. Без внедрения этих принципов, без неукоснительного и четкого их исполнения (с использованием новых инструментов, таких как электронное декларирование) не будет порядка в таможенно-тарифной сфере и в российской экономике в целом

Полезный инструмент – таможенный тариф

Новая философия таможенного регулирования (возврат к полицейским функциям или создание модели таможенного регулирования)

В последние годы на различных совещаниях руководители таможенных органов разных уровней бодро докладывают о количестве  возбужденных дел административных правонарушений и уголовных дел. Растет товарооборот, -  растет и количество дел. Падает товарооборот, - количество дел все равно растет, причем в обратной пропорции!  При этом контрабандных и контрафактных скандалов меньше не становится.

На мой взгляд, таможня напрочь подменила таможенное администрирование, в том числе и с фискальными функциями, полицейскими функциями в самом плохом и примитивном понимании.

В условиях глобализации требуются новые подходы и технологии, благоприятствующие росту международного товарооборота, а также совершенствование системы контроля. Это ведет к модернизации всей совокупности инструментов таможенного администрирования и таможенно-тарифного регулирования торговли (либерализации пошлин, унификации, упрощении и гармонизации практики их применения и пр.) и к усилению противодействия криминализации мирового рынка, поскольку с облегчением трансграничного экономического общения для нее объективно открываются более широкие возможности. 

По логике, таможенные тарифы должны соответствовать природе рыночной системы хозяйства и являться многоцелевым инструментом регулирования импорта и средством: 

  • протекционистской политики и поддержания определенного уровня внутренних цен;
  • стимулирования структурных реформ;
  • поощрения развития экспортных отраслей;
  • уменьшения чрезмерной зависимости от ввоза жизненно необходимых товаров;
  • борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров;
  • улучшения торгового и платежного балансов страны;
  • пополнения доходной части бюджета. 

В условиях дальнейшей интеграции России в международную торговую систему при сохранении относительно невысокой конкурентоспособности большинства секторов и отраслей должна усиливаться роль таможенно-тарифного регулирования. Такое регулирование является инструментом структурной экономической политики по обеспечению эффективного функционирования внутреннего рынка для содействия формированию конкурентоспособных отечественных производств. 

Сегодня таможня чуть ли не ежемесячно формирует рабочие группы по борьбе с тем или иным проявлением, вносит в правительство предложения, одно удивительнее другого, но абсолютно ничего не предлагается и не делается по реформированию и модернизации таможенного администрирования. 

Что мешает?

1. Подчинить структуру и ставки таможенного тарифа РФ целям и задачам разработанной Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики?  Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности. 

2. Сделать акцент на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей.

3. С целью стимулирования производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний и переноса обрабатывающих производств на территорию РФ ("импорт производств вместо импорта товаров") более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа. Для этого достаточно  снизить уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий в РФ. Хотя здесь возможны и исключения, требующие, например, сохранения высокого уровня пошлин на материалы и комплектующие для создания благоприятных условий для развития соответствующих отечественных производств. Можно также более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

4. Упорядочить действующие системы тарифных преференций и тарифных льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числе пересмотреть существующие преференции в пользу развивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размер с уровнем экономического развития этих государств, а также проводимой политикой в отношении нашей страны.

5. Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счет осуществления более полного таможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, приведения процедур пропуска грузов через границу в соответствие с унифицированными международными нормами. Исключительно важным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, что позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.

В конце октября на совещаниях руководитель СЗТУ и руководители ФТС  отчитывались о массовом внедрении электронного декларирования, а на самом деле, на северо-западе единицы постов способны принимать декларации через интернет.

В любом случае в современных условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем – одним из ключевых факторов посткризисного экономического развития.

Генеральный директор ЗАО «Русский Логистический Провайдер» Кисс Руслан Юрьевич

 

Кисс Р.Ю.

Показать больше