Давайте будем ближе к нормам международного права

Борьба с фирмами-однодневками, имеющая позитивные цели, оборачивается на практике затягиванием таможенных процедур и необоснованными претензиями в адрес вполне законопослушных участников ВЭД. Возможно, и сами таможенники были бы рады избавиться от продолжительных досмотров партий товара и транспорта, однако для этого необходимо внести изменения в действующее законодательство, прежде всего – в Таможенный, Налоговый и Административный Кодексы РФ

Давайте будем ближе к нормам международного права

Что делать? Как быть?

Что бы мы ни говорили плохого или хорошего про таможенную систему, в ней работает много грамотных и порядочных людей. Среди них есть профессионалы высокого уровня, которые переживают за нынешнюю ситуацию не меньше, а может и больше, чем бизнес хотя бы потому, что кроме здравого смысла, есть долг и служебные обязанности. Вопрос в том, как заставить систему работать в рамках правового поля? Как выполнять поставленные государством задачи, не нарушая законов? И это вполне достижимо.

Давайте рассмотрим некоторые, самые распространенные формы и способы необоснованного администрирования и незаконного давления на бизнес.

Действия таможни по противодействию «применения фирм-однодневок»

В последнее время таможенные органы развернули активную и повсеместную борьбу с фирмами-однодневками. С такими фирмами бороться надо и таким фирмам противодействовать необходимо, это можно не обсуждать. Но почему в списки фирм-однодневок попала большая часть участников ВЭД?  Особенно это «удивляет» компании с мировым именем, которые работают достаточно длительные сроки, - не менее десяти лет. Мы не оспариваем саму необходимость противодействия и, если не полного искоренения, то сведения фирм-однодневок в ВЭД до минимума. Это нужно делать, но не об этом сейчас речь. 

Вопрос в том, что под маркой такой борьбы оказывается мощное давление на законопослушных участников ВЭД. Это 100% досмотры грузов, прохождение через все функциональные отделы, всевозможные согласования и т.п. Все можно было бы терпеть, если бы не сроки оформления, которые никак не укладываются в определенные Таможенным кодексом - 3 дня. Особенно, если это скоропортящиеся товары. Непонятно, каким образом 100% досмотр дает основание или возможность определить, является ли компания однодневкой, или полноценной и законопослушной. 

Непонятно, почему таможня пошла таким путем, а, например, не путем введения ограничений на лиц, правомочных проводить таможенное оформление. Или не путем усиления посттаможенного контроля силами таможенной инспекции – с проверками офиса, склада, места нахождения и т.п. Видимо, не может, так как нет критериев, по которым таможня может признать участника ВЭД фирмой-однодневкой. Сегодня это определяется примерно так: ходишь в суд? - в список! Оформляешь товар ниже риска? - в список! Не хочешь оформляться у нужного брокера? - в список! 

ТК РФ ввел понятие «таможенный брокер», которого наделил  определенной ответственностью, но не дал при этом практически никаких прав. Вот и получается, что таможенный брокер, гарантируя  государству свою ответственность в размере 50 млн. рублей, и застраховав свою ответственность на 20 млн. рублей, не имеет никаких прав, преимуществ, преференций перед простым импортером. Какой же смысл приписывать  импортера к фирме-однодневке, если он осуществляет таможенное оформление через таможенного брокера, а брокер несет солидарную ответственность с импортером, особенно финансовую?

Минимизировать использование однодневок можно.  Достаточно для начала заставить таможенную инспекцию проводить проверку любого участника ВЭД, начиная с момента подачи ГТД в таможенный орган, и по истечению трех лет с момента выпуска товаров в свободное обращение. Качественное и добросовестное исполнение своих прямых функциональных обязанностей таможенной инспекцией должно привести к снижению фирм «однодневок» в ВЭД до минимума. Если же это действие будет осуществляться незаконно, его можно будет оспорить в соответствующих органах. И самое главное, - такие действия таможни однозначно дадут положительный эффект в ситуациях с фирмами-однодневками.

Для решения этих проблем таможне необходимо в рамках своих функций на законодательном уровне внести коррективы в:

Таможенный Кодекс РФ:

- ввести понятие Уполномоченный Экономический Оператор УЭО (в соответствии с требованиями Киотской конвенции);

- увеличить ответственность УЭО за свою деятельность перед государством, в том числе увеличением суммы страхования за нарушение правил таможенного оформления;

- наделить УЭО правами проверки добропорядочности импортера и уплаты необходимых платежей и налогов;

- обязать таможенные органы по требованию УЭО предоставлять всю необходимую информацию по истории ВЭД определенного импортера с целью оценки его добропорядочности, задолженности, нарушений таможенного законодательства.

Налоговый Кодекс:

- разработать и внедрить технологию он-лайн обмен информацией и формирование единой базы данный ФТС – МНС – финансовый мониторинг.

Административный Кодекс:

- ввести персональную административную ответственность должностных лиц таможенного органа за прием документов у неуполномоченных на это лиц.

Смежные отрасли:

- введение правовой экспертизы, равнодоступной как для таможни, так и для участника ВЭД. 


Контроль таможенной стоимости (необоснованная корректировка таможенной стоимости)

Распоряжением Правительства РФ №2225-р от 14.12.2005 утверждена Концепция развития таможенных органов РФ, в соответствии с которой уже реализован первый этап - гармонизация законодательства РФ с общепризнанными нормами в области таможенного дела. Правоприменительная практика должна осуществляться  на уровне международных стандартов.

Одним из принципов этого направления работы является использование предварительной электронной информации для выявления контейнеров и грузов повышенного риска. 

В последние годы Россия все больше интегрируется в международную логистику и международную торговлю, активно внедряется комплексное управление цепями поставок. При таком комплексном процессе  таможенный орган тоже должен следовать комплексным процедурам таможенного контроля, по комплексному управлению цепью поставок товаров. Активно развивается и выходит на новый уровень оказания услуг логистика. Так, многие иностранные транснациональные корпорации, да и российские тоже, отдают на аутсорсинг поставки по системе 3PL (4PL), т.е. весь процесс от закупки у поставщика до доставки на склад потребителя с оказанием всего спектра финансовых, транспортных, юридических и финансовых услуг. Такие логистические компании заинтересованы сотрудничать с таможенным органом с целью скоростного прохождения таможенного оформления путем предварительного информирования и электронного декларирования. Однако пока таможенный орган не заинтересован в таких компаниях потому, что с такими компаниями работать сложно. В них, как правило, работают хорошо подготовленные декларанты, сильные юристы, такие компании «бьются» за каждую копейку.

На сегодняшний день действуют принятые Правительством РФ Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 годы и плановый 2012 год, где сформулированы конкретные цели, задачи и функции тарифной политики. Все очень понятно и четко изложено. Но самое главное, описаны интересы государства, когда отраслевые аспекты таможенно-тарифной политики определяются в зависимости от уровня конкурентоспособности отраслей нашей экономики. Более того, определены способы и формы регулирования таможенно-тарифной политики, от устойчиво конкурентоспособной на внутреннем рынке продукции, где таможенно-тарифное регулирование должно быть стабильным и допускает решение фискальных задач при должном учете интересов потребителей и возможных инфляционных эффектов, до низкоконкурентоспособной на внутреннем рынке продукции, не обладающей естественными предпосылками развития отечественного производства и не имеющей важного социального или иного государственного значения, где таможенно-тарифное регулирование должно носить преимущественно фискальный характер при должном учете интересов потребителей и возможных инфляционных эффектов. И так по каждой группе товаров, - системный (в интересах отечественной экономики и потребителей) и дифференцированный подход. Почему же на самом деле, таможня регулирует все и всех под одну гребенку, без оглядки на отечественную экономику и потребителей? Только план, любой ценой!? Цена то выполнения такого плана может оказаться очень высокой, особенно для реального сектора экономики.

Что мешает для дифференцированного подхода создать и внедрить единую базу контрольных уровней (показателей) стоимости товаров иностранных производителей, что позволит на уровне инспектора таможни оценивать достоверность заявленной в ГТД таможенной стоимости. На сегодняшний день такая система существует на примитивном, бумажном уровне. В 2004 году основные производители электроники и бытовой техники инициировали создание такой базы путем утверждения в ГУФТД ФТС РФ своих прайс-листов для того, чтобы во всех таможенных органах ФТС стоимость на их товар принималась на одинаковом уровне. Дальше этого дело не пошло. Сегодня эти же производители готовы создать и внедрить свою электронную базу для того, чтобы контролировать продажи своей продукции и управлять цепями поставок.

Необходимо изменить практику расчета таможенной стоимости, узаконив антидемпинговую пошлину. В этом случае правила будут одинаково справедливы для всех, и никто не будет судиться с таможней по поводу возвращения излишне уплаченных платежей.

Что необходимо сделать:

1.    Внедрить определенные Правительством РФ меры по улучшению качества таможенного администрирования за счет:

– осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками (при разработке профилей рисков необходимо учитывать конъюнктуру мировых цен с целью актуализации ценовой информации во избежание необоснованного взимания повышенных таможенных пошлин и платежей);

– внедрения обязательного предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах;

– осуществления полного или максимально возможного перехода на электронное декларирование и на электронный документооборот при таможенном оформлении.

2. Упростить технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, а также для экспортеров готовой продукции с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров. 

3. Упростить систему учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском или налоговом учете предприятий.

4. Стимулировать применение экономических таможенных режимов: продление сроков переработки товаров свыше двух лет в производствах с длительным циклом, а также определение перечня товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления.

5. Совершенствовать процедуры определения и контроля таможенной стоимости (в том числе и на этапе после выпуска товаров), а также принципов установления размера сборов за таможенное оформление товаров исходя из реальных затрат.

6. Разработать нормативную правовую базу в области таможенного дела в условиях функционирования таможенного союза, на основе норм международного права.

Заметьте, здесь ни слова нет про индексы таможенной стоимости, контрольные показатели, - всё в соответствии с международными стандартами, на основе реальных цен, реальных производителей и реальных издержек. А не по письму ГУФТД и планом сбора платежей!

Генеральный директор ЗАО «Русский Логистический Провайдер» Кисс Руслан Юрьевич

 

Кисс Р.Ю.

Показать больше