TKS.RU: всё о ТАМОЖНЕ

Большие проблемы малого бизнеса

Незадолго до публикации этого материала мы узнали, что у бизнеса в России нет проблем с прохождением таможенного оформления! Оказывается, что ФТС ничего не знает о собственных ошибках и фактах нарушения ТК и законодательства Рф просто потому, что бизнес не пишет официальных писем и жалоб по фактам нарушения. Может ФТС говорит правду?

Мы решили проверить этот факт на практике, и открываем новый проект – "Жалобную книгу участника ВЭД и логиста". Теперь любой, кто столкнулся с нарушением своих прав, или попиранием закона, задержкой сроков таможенного оформления, КТС и прочее, может сообщить об этом нашим юристам по адресу: info@kbgroup.net. Мы хотим понять, объективно оценить и рассказать всем, кто прав? Мы гарантируем Вам помощь и поддержку, безвозмездную консультацию, а при необходимости - защиту Ваших интересов на любом этапе возникновения проблемы с таможней. Мы также гарантируем конфиденциальность Ваших обращений, если Вы не пожелаете иного. Может быть все проблемы с таможенным оформлением надуманы?

Впрочем, сегодня мы видим ситуацию иначе, о чем и решили с вами поделиться

В России есть малый и средний бизнес. На первый взгляд, вроде ничего особенного: ну, есть. Так он есть во всех странах, Но именно малый и средний бизнес создают базу, основу экономики России. И как бы это примитивно ни звучало, но именно такой бизнес ориентирован на истинные нужды и потребности России.

Это можно утверждать хотя бы потому, что в отличие от транснациональных корпораций, интересы малого бизнеса максимально ориентированы на регион, в котором находится компания. Формат деятельности малого бизнеса ограничен объемами производства и торговли, суммами и т.п., а следовательно, деятельность его легко контролируема. Нового я здесь ничего не сказал, вроде бы всем все понятно. Хронология действий властей, в определенной степени, возрождает слабую веру, что малому бизнесу в России быть, и должно ему быть в России комфортно! Тут указ примут о снижении административного давления на малый и средний бизнес, там приказы по ведомствам проходят об уменьшении количества проверок компаний, а то и о снижении арендной платы речь заводят. Вроде все декларируют о принятых мерах в интересах развития малого и среднего бизнеса. Но на этапе исполнения декларируемых послаблений, поддержек и защит начинается расхождение между декларациями и практическим воплощением этих деклараций в жизнь.

Что происходит в последние годы с малым и средним бизнесом в транспорте и логистике, таможенном сервисе и управлении цепями поставок? Рассмотрим для примера отдельно взятый северо-западный регион.

Как все начиналось

В 2004 году вступил в силу новый Таможенный кодекс РФ, который создал необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условиям развития приоритетов для таможенных органов РФ. В результате проявилось огромное количество нерешенных проблем, связанных с деятельностью таможенных органов.

Правительство разработало и приняло Концепцию развития таможенных органов до 2010 года, где определены цель развития таможенных органов и наиболее эффективные методы реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ. Это предполагало обеспечение на всей территории Российской Федерации стабильного правового режима внешней торговли, основанного на принципах:

- стандартизации и совершенствования таможенного законодательства;

- прозрачности и предсказуемости;

- минимального вмешательства;

- ориентации на потребителя;

- сотрудничества и партнерства;

-сбалансированности в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли.

По итогам 2007 года руководство ФТС отчиталось перед Правительством и бизнес-сообществом в том, что первый этап Концепции развития таможенных органов в полном объеме реализован, т.е. – сформирована позиция Российской Федерации по вопросу присоединения к международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Правоприменительная практика осуществляется на уровне международных стандартов.

Малый бизнес, не особенно избалованный вниманием и поддержкой властей, и не раз доведенный до состояния инфаркта различными реформами, не спешил верить в продекларированные достижения. А жизнь идет и вносит в процесс свои коррективы. Грузооборот растет, торговля увеличивается, ситуация требует новых технологий. В крупных городах стали возникать транспортные сложности от огромного количества автомобилей с грузами, порты перегружены контейнерами. Стало понятно, - надо срочно что-то менять.

И вот тут началось! Заработало новое таможенное администрирование - что ни отчет, то достижение!

Региональным таможенным управлением срочно разрабатывается Программа выноса таможенных постов из жилых зон на окраины городов - КАД. Выгодно всем: Минтранс разрабатывает транспортную стратегию, Администрация Санкт-Петербурга разрабатывает Генплан и Программу развития транспортно-логистических комплексов (ТЛК) на период до 2015 года. Они предусматривали развитие береговой инфраструктуры, реконструкцию петербургского железнодорожного узла с выносом транзитного грузового движения из города, развитие станций и линий, обеспечивающих работу Большого порта Санкт-Петербург; проведение работ по повышению пропускной способности Волго-Балтийского водного пути.

Концепция Генплана предусматривает размещение терминалов и логистических центров в зоне Кольцевой автодороги; создание единой системы региональных магистралей; развитие и реконструкцию аэропорта "Пулково", а также создание морского пассажирского района на Васильевском острове, строительство нового речного вокзала.

И малый бизнес региона с трудом, но поверил. Поверил в планы Правительства, Администрации, таможни. А что ему еще остается, - у него нет "запасных аэродромов" в Лондоне или на Кипре. За этот небольшой период времени в регионе начали работать более ста таможенных брокеров. И это при условии, что они тем или иным способом гарантировали ответственность за свою деятельность перед государством в размере 50 млн.рублей (что для малого бизнеса - огромные деньги). Было создано более двадцати транспортных компаний со своим парком грузовых автомобилей, начали стоиться современные терминалы.

И вот за всей этой кипучей деятельностью по созданию транспортно-логистических центров, малый бизнес и не заметил, как из, так называемого, сотрудничества и партнерства, отношение таможни к малому бизнесу – участнику ВЭД - стало резко меняться.

В отрицательную сторону.

Что происходит…

Федеральная таможенная служба стала создавать негативный образ участника ВЭД. Участник ВЭД причислен таможней к криминальной среде как основной источник нарушения закона и коррупции. Вполне возможно, что еще сохранились нечистоплотные и не совсем порядочные предприниматели, но в общем количестве компаний на рынке транспортных и таможенных услуг, их не так много. Не более, чем на любом другом рынке товаров и услуг.

Итак, участник ВЭД стал для таможни врагом номер один. Вдруг таможенные органы перестал устраивать договор Поручительства за уплату таможенных платежей. И это при том, что за три года существования такой формы обеспечения возник всего один долговой случай. И тот был погашен Поручителем еще до даты возникновения ответственности.

Эта административная таможенная мера в одночасье поставила крест на существовании почти сотни таможенных брокеров. В этих компаниях малого бизнеса трудились от 20 до 50 российских граждан в каждой. Кто-нибудь в Федеральной таможенной службе хотя бы на секунду подумал о судьбе этих людей?

Одновременно началось выдавливание с рынка платежной системы "Таможенная карта". Чем она не устроила ФТС, работая до этого уже добрый десяток лет? Никто не посчитал нужным высказать претензии к "Таможенной карте", если таковые были, - просто был запущен административный ресурс выдавливания. При этом ФТС начала активно продвигать и лоббировать созданную, в том числе РОСТЭКом, абсолютно идентичную платежную систему "Зеленый коридор". Чем она лучше "Таможенной карты"? Почему ФТС ей везде дает зеленый свет? Да, собственно, только одним, - тем, что она своя, созданная РОСТЭКом!

А дальше с малым и средним бизнесом, работающим во внешнеэкономической сфере, таможня вообще перестала считаться. ФТС и ее региональные управления ограничили свое общение с бизнесом, снизив его до общения только с РОСТЭКом. Государственно-частное партнерство в таможенной сфере тоже, почему-то, ограничено только РОСТЭКом. Не очень понятно, что и сколько в РОСТЭКе частного?

Потом началась реализация Концепции переноса таможенного оформления к государственной границе. О ней сказано очень много. Мы не станем вникать, что в ней плохо и, что хорошо. Мы только отметим, что таможня предъявляет жесткие требования к бизнесу в части соблюдения законов, но сама цинично их нарушает.

Начав реализацию Концепции, ФТС так и не получила законного разрешительного акта от Правительства. Несмотря на это, Концепцию рьяно реализуют. Странно, но бизнес в этом не совсем законном действии не желает участвовать. Бизнес устал находиться под постоянным прессингом, с одной стороны, многочисленных и противоречивых актов, писем, распоряжений таможни, а с другой – под прессингом незаконных действий таможни. Вот и гонит палками таможня бизнес к границе для оформления. Но даже от безысходности, не идет бизнес оформляться к границе. Просто некуда идти, - нет на границе инфраструктуры! Там вообще нет ничего!

Было такое простое и практичное советское правило "не можешь – научим, не хочешь - заставим". Следуя ему, ФТС, ну сумев заинтересовать бизнес в Концепции, и будучи не в состоянии научить работать по своим правилам, - начала заставлять бизнес жить по своим правилам. Проблема лишь в том, что нет у таможни даже своих правил, одни только желания.

За первые три месяца этого года практически прекращена работа трех современных логистических терминалов на Северо-западе. Предлог закрытия в стиле ФТС, - на таможенном посту Выборгский терминал "Осиновая роща" были задержаны 21 или 22 фуры, вроде бы с контрабандным товаром, Поэтому в рамках реализации Концепции, таможенный пост Выборгский закрывается. В рамках реализации той же пресловутой Концепции закрывается еще один таможенный пост - Пискаревский терминал "Транссфера". И в рамках той же Концепции не будет открываться пост на терминале "Северные ворота".

До февраля 2010 года всевозможным делегациям, начиная от городского уровня, и заканчивая правительственным, эти терминалы демонстрировались как серьезные достижения развития транспортно-логистической структуры Северо-запада. Сейчас же эти достижения в одночасье превратились в недостатки! Вчерашние прогрессивные передовые компании ТЛК превратились в изгоев таможенного бизнеса. Какой здесь может быть государственный интерес - в одночасье превратить сильного середняка в банкрота? Компанию, вложившую миллионы в транспортно-логистическую структуру региона пустить по миру? Теперь на этих терминалах можно только фильмы снимать. И так поступают не с одной компанией, а с десятком, как минимум.

Что в этих терминалах не соответствует или противоречит реализации Концепции, под предлогом которой они и уничтожаются? Таможня видимо не знает.

Но когда на подобное незнание, накладывается страх перед частным бизнесом, то рождаются фобии. Как, оказывается, просто объявить ту же "Осиновую рощу" криминальным гнездом! Тогда возникают логичные вопросы: этот терминал не вчера упал с Луны в район КАДа. Куда до этого смотрел правоохранительный блок ФТС, СЗТУ? Как до этого более двух лет контролировали работу этого поста и терминала? Все участники ВЭД, осуществляющие там таможенное оформление (а их там было под тысячу) - криминальные элементы?

Ни хорошего, ни плохого администрирования больше нет. Таможенного администрирования вообще нет. Есть хаос, неразбериха и полное игнорирование интересов малого и среднего бизнеса со стороны ФТС.

Бизнес в очередной раз в предынфарктном состоянии. Очереди растут, ситуация нервная, напряженная, расходы увеличиваются, грузы простаивают и еще очень много прочих неприятностей. Но таможня держит ситуацию под контролем. Для уменьшения очередей перед терминалами и на границе в ручном режиме идет регулирование пропуска транспортных средств на пограничных автопереходах. Выросла очередь, например, перед Южным таможенным постом, - дана команда на Выборгскую и Кингисеппскую таможни приостановить оформление доставки грузов на Южный пост, пока там очередь на терминал не уменьшится. Очередь перед терминалом уменьшается, зато она увеличивается перед пограничным переходом. Но пустот в природе не бывает, вот поэтому синхронно растут и уменьшаются очереди на границе и перед терминалами. Для уменьшения очередей СЗТУ увеличило время работы и расширило штат сотрудников действующих таможенных постов Санкт-Петербургской таможни, тем самым увеличив и так высокую нагрузку на рядовых инспекторов.

Объявляется о начале работы двух терминалов на границе, так они вроде уже года 3-4 как построены и столько же и работают. Как могли принимать по 50-100 фур, так и принимают, - чудес тут не произойдет. В планах СЗТУ открытие в ближайшее время еще 9 подобных ТЛК на границе. Интересно, а кто будет строить эти заявленные ТЛК? У государства нет средств на заявленную программу. Государственно-частное партнерство ФТС - РОСТЭК не в состоянии реализовать программу в десятки млрд.рублей. Маловероятно, что остальной бизнес после последних экспериментом над ним со стороны ФТС пойдет на риски.

Всего два года назад открылись три ТЛК, стоимостью примерно 50 млн.дол каждый. Окупиться такие вложения в логистику смогут не раньше чем за 10 лет. Открылись терминалы в рамках Программы по переносу таможенного оформления за черту города. Теперь их выносят на границу, а вложенные деньги бизнесом, уже не вернутся.

В срочном порядке заявляется о создании нового специализированного таможенного поста в Шушарах для оформления автокомпонентов 4 автосборочных предприятий. Чем не устраивало таможню оформление этих автосборочных предприятий на том же Выборгском посту? В Шушарах, что логистика логичнее, или может таможня будет там другая? Страшно, видимо, за ситуацию – автопром находится под личным контролем Премьера. Тут сбои чреваты серьезными проблемами. Уже хорошо, что таможня хоть кого-то и чего-то боится! Но кроме 4 автосборочных предприятий в РФ есть еще очень большое количество различных компаний и производств. Им как быть, куда деваться? И это предприятия крупного бизнеса, а среднему и мелкому куда податься, его кто защитит, кто его интересы поддержит, ему кто поможет? Это, между прочим, многомиллионная армия российских граждан!

Из СЗТУ, доклады идут как сводки с фронта: то на переходах Кингисеппской таможни очереди уменьшили, то с очередями на переходах Выборгской таможни борются, то на постах Санкт-Петербургской таможни дополнительные штаты вводят и время работы увеличивают. При этом, что-то стесняются должностные лица управления сказать, что такие нужные и необходимые для государства и бизнеса, по мнению таможни, действия взвинтили терминальные ставки в 5 – 10 раз!

Вполне возможно, что у ФТС нет никакого интереса к малому бизнесу. План таможенных платежей делает Газпром, нефтяные, химические, металлоплавильные компании, а кроме сбора платежей ФТС, видимо, больше ничего не интересует. Ни интересы государства Российского, ни экономическая безопасность страны, ни благополучие граждан, ни развитие экономики страны и т.п. Таможня прикрывает такое положение дел выполнением плана по сбору платежей. Так, собственно, никто и не противится платить. И заметьте, по итогам прошлого года бизнес перечислил в бюджет более чем 3,5 трлн.рублей. Именно бизнес и перечислил, в том числе малый и средний. И никто не отказывается или противится платить платежи, даже на тех несправедливых условиях, которые предложила таможня. Но даже эти условия сама таможня и не соблюдает.

Что ждать, что будет…

2010 год завершает второй этап реализации Концепции развития таможенных органов. Много, очень много уже сделано ФТС в этом направление, а сколько еще предстоит сделать в развитии таможенных органов до конца года!

Можно попробовать предположить, что в итоге может получиться в ближайшей перспективе, в результате такого специфического таможенного администрирования.

Вариант №1 (фантастический! – с направленностью на бизнес)

Бизнес легко и просто получает льготные кредиты на строительство таможенно-логистической инфраструктуры. Оперативно, до конца года вдоль государственной границы строится 9 современных ТЛК. Государство страхует частные вложения и гарантирует бизнесу возврат инвестиций. Повсеместно в обязательном порядке применяется предварительное информирование и электронное декларирование, единообразная правоприменительная практика. Равнодоступность компаний любого уровня и любого вида собственности на рынок таможенных и транспортно-логистических услуг. ФТС выстроило конкурентоспособное, справедливое и открытое партнерство и сотрудничество с бизнесом. Организован общественный контроль за таможней. Нарушений таможенного и прочего законодательства нет. Коррупция искоренена.

Вариант №2 (идеалистический - таможенный)

Длится до тех пор, пока не закончится под руководством таможенных органов передел рынка. В рамках государственно-частного партнерства ФТС и РОСТЭК построят вдоль границы 9 современных ТЛК за государственный счет, на которых таможенное оформление будет осуществлять единственно уполномоченной таможней компания РОСТЭК. В обязательном порядке будет применяться платежная система "Зеленый коридор". Таможня будет добиваться идеализма в таможенном администрировании, когда таможенное оформление, таможенный контроль и таможенное регулирование осуществляет одно лицо. Нарушений нет, коррупции нет, бизнеса нет, экономики нет.

Вариант №3 (наиболее вероятный - тупиковый)

Не в состоянии осуществлять созидательные функции и прогрессивное таможенное администрирование, таможня хаосом, административным давлением и незаконными действиями уничтожит малый бизнес в таможенном сервисе, управлении цепями поставок и ВЭД. Средний бизнес загонит в "тень", или на территории стран участниц таможенного союза. На рынке останется только РОСТЭК, ну еще 2-3 компании лояльные и подконтрольные руководству регионального управления. И вместо того, чтобы довольствоваться преимуществами таможенного союза, экономика России будет подсчитывать убытки.

Малый и средний бизнес России существует и действует на территории РФ. Он желает работать в России, он вкладывает по мере своих возможностей средства в экономику России и российскую инфраструктуру,создает материальные ценности и организует рабочие места. Он действует в интересах государства, поэтому ему нужна помощь и поддержка государства, внимание к проблемам со стороны властей, а не административный прессинг и давление.

При всех трудностях развития малого предпринимательства в России, масштабы его расширяются, поскольку в результате реструктуризации экономики высвобождается значительная часть работников, и они вынуждены искать самостоятельные пути в сфере трудовой деятельности. Именно такой сферой и является малый бизнес как инициативная форма ведения хозяйства. Он как один из элементов экономической системы страны должен быть защищен как административными, так и экономическими методами. Как показывает мировой опыт, формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса могут быть различными: это и благоприятное законодательство, и специальные налоговые режимы, и кредитно-финансовые рычаги, и система государственных фондов, и снижение административных барьеров, стоящих перед бизнесом, особенно в таможенной сфере, и расширение банковского кредитования, развитие микрофинансирования и лизинга и пр.

Не убивайте малый бизнес. Он нужен России.


Top.Mail.Ru