Сегодня сертификация в России – это, в значительной степени, фикция. Известно, что недобросовестные импортеры подделывают сертификаты и декларации, протоколы испытаний. В свою очередь, «серые» органы по сертификации ведут активную рекламную деятельность. Можно привести такие экстраординарные примеры как «сертификаты за час, минуту, секунду ...», предлагаются «замеры оптом», а если хорошо поискать на просторах интернета, можно оформить сертификат на 2017 год от 2013 года – так называемая «сертификация от заднего числа». ОТО и ЭК, на протяжении многих лет ведут активную борьбу по выявлению подобных «черных» и «серых» схем. К сожалению, точечная работа не всегда приносит результат. Комплексный подход – вот что нужно предпринимать не только органам надзора, но и обществу в целом. Не следует пускаться в круговорот, заканчивающийся грустно и печально, ведь в основе всего лежит понятие «КАЧЕСТВО», а отсутствие последнего – это серьезный вызов и одновременно угроза национальной безопасности.
См.: ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров, продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ
Важная инициатива правительства, как сигнал государства рынку о том, что с «липовыми» сертификатами будет покончено, а фирмы-посредники будут ликвидированы. Государство обяжет заявителя иметь непосредственный договор с органом по сертификации и испытательной лабораторией и вести прямые финансовые взаиморасчеты. Так же вносится корректировка в деятельность аккредитованных лиц в виде финансовой ответственности, что повлечет за собой дополнительное удорожание услуг.
Добросовестным участникам рынка, сертифицирующим свою продукцию по правилам, бояться нечего. Самое главное в этом вопросе – выбор исполнителя, который сможет не только провести процедуру по оценке соответствия (сертификации), но и отстоять позицию держателя документа в дальнейшем при реализации продукции внутри страны.
БИЗНЕС
Свою озабоченность бизнес выражает по поводу нынешней контрольно-надзорной практики. По мнению предпринимателей, органы по сертификации и контролеры из РОСПОТРЕБНАДЗОРа зачастую трактуют любое нарушение требований технических регламентов как представляющее «угрозу жизни и здоровья потребителей», выносят «безосновательные» решения о приостановке действия сертификатов.
Угрозу бизнесу предприниматели увидели в поправках в Федеральный закон «О техническом регулировании». Проект закона подготовили в минэкономразвития. Документ размещен на сайте regulation.gov.ru и уже одобрен на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Большинство претензий, обращает внимание деловое сообщество, регулярно оспаривается в судах. Бизнес, в связи с этим, предлагает законодательно закрепить понятие «угроза жизни и здоровья потребителей», определить перечень оснований для признания сертификата недействительным, в зависимости от риска причинения реального вреда потребителям, а также прописать четкую процедуру обжалования решений и предусмотреть механизм возобновления действия сертификатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день, наши специалисты вынуждены самостоятельно осуществлять мониторинг реестра РОСАККРЕДИТАЦИИ для собственной статистики выявления случаев «серых» представителей таможенного рынка и межведомственного сотрудничества.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно констатировать, что государственные органы, а именно: ФТС России и РОСАККРЕДИТАЦИЯ призваны решать проблемы и задачи, поставленные руководством страны, ради обеспечения, в пределах своей компетенции, мер по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека.
Председатель совета директоров ГК «MRT»
Руководитель комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС»
Член правления «Ассоциации органов по сертификации и испытательных лабораторий» – представитель в ФТС РФ
Владислав Айрапетов
Айрапетов В.С.