Какие способы доставки оборудования из–за рубежа в Россию будут работать в 2023 году

Версия для печати

2022 год стал переломным для логистической отрасли России. Весной перестали работать ведущие международные службы курьерской доставки DHL, TNT, FedEx, UPS. Осенью Евросоюз перестал пропускать зарегистрированный в России и Беларуси грузовой транспорт. В ответ российские власти запретили въезд в страну грузовикам и фурам, зарегистрированным в Европе. Российские банки отключили от SWIFT, и товарооборот со странами Евросоюза значительно затруднился.

Какие способы доставки оборудования из–за рубежа в Россию будут работать в 2023 году

Как в таких условиях осуществлять выкуп и доставку необходимого российским компаниям оборудования? Как обмениваться деловой корреспонденцией с зарубежными партнерами? Рассмотрим, какова новая реальность рынка курьерских услуг в России, и какие игроки пытаются на нем выжить.

Грузовые автоперевозки

Чтобы "объехать" взаимные санкции, фуры, зарегистрированные на разных территориях, вынуждены прямо на таможенных площадках обмениваться грузами с разрешенным к въезду транспортом. Товар либо перегружают из одной машины в другую, либо обмениваются прицепами, после чего груз доставляется к месту назначения транспортом соответствующей страны.

Еще один вариант, который используют российские предприниматели – перерегистрация фур в соседней стране, например, в Узбекистане, и дальнейшая беспрепятственная транспортировка груза в Европу.

Процедура перегруза, перецепа и перерегистрации сопровождается дополнительными таможенными проверками, временными затратами на оформление новых номеров, что значительно увеличивает сроки и стоимость доставки. В некоторых случаях цена перегрузки товара может доходить до 350 евро. Многие компании такое положение дел не устраивает, но за неимением выбора вынуждены пользоваться этими способами транспортировки.

Доставка оборудования и запчастей

Вопреки транспортным запретам, товарообмен между Россией и Европой продолжается. Российские производства находятся в поиске решений не только транспортных проблем, но и связанных с выкупом оборудования у зарубежных поставщиков.

Замена и ремонт вышедших из строя приборов в условиях санкций представляет большие сложности. Запасную часть нужно сначала приобрести за рубежом, а затем доставить в Россию. Из-за отключения российских банков от SWIFT отсутствует возможность безналичного расчета. Вопрос решает наличие у компании валютного счета, который имеется далеко не у всех. Вдобавок зарубежные продавцы, испытывая давление со стороны государства и общественного мнения, отказываются от сделок с юридическими лицами, зарегистрированными на территории России.

Одно из решений – искать посредника, готового оформить покупку на юрлицо в дружественной стране. Если речь идет о дорогостоящем оборудовании, важно тщательно проверять потенциального партнера и убедиться, что он не присвоит ценный груз.

Обезопасить покупателя помогает официальный договор с посредником, в котором зафиксированы гарантии доставки товара к конечному месту назначения.

Доставка документов

Еще одна проблема, с которой столкнулись юридические лица, ведущие бизнес с зарубежными партнерами – пересылка деловой корреспонденции:финансовых, юридических, бухгалтерских,, контрактов, счетов). В отсутствие международных служб доставки и российские, и зарубежные компании вынуждены искать другие способы обмена документами.

Например, используются грузовые автоперевозки. Водитель готов взять мелкий пакет только при условии, что маршруты совпадают. Если же маршруты частично различаются, водитель, который привезет конверт в страну назначения, вряд ли возьмет на себя организацию курьерской доставки. А если и возьмет, то оплата может оказаться несоизмерима с услугой. Грузовые компании, как и любые другие транспортные службы, работают на официальных условиях, предполагающих выкуп места для груза в фуре. Целое грузовое место рассчитано на крупногабаритный груз от 50 кг. Так что грузовой перевозчик, может быть, и будет готов отвезти мелкий пакет, но по стоимости пятидесятикилограммового груза.

Если для доставки документов по материку все-таки можно найти решение, например, через друзей, знакомых, третьи лица, то отправить корреспонденцию за океан проблематично. В 2022 году услуга востребована компаниями, активно развивающими деловые связи с Бразилией, Аргентиной и другими странами, не поддержавшими санкции против РФ. В качестве решения используется помощь попутчиков. Но не каждому попутчику, можно доверить ценные документы и получить гарантии, что они будут доставлены по назначению. Отправитель выбирает такую доставку на свой страх и риск.

Другой путь – самостоятельно поехать на нейтральную территорию в СНГ или иное соседнее государство, где работают международные службы доставки, и воспользоваться их услугами. Способ затратный по времени и в некоторых случаях грозящий значительными финансовыми расходами на переезд и проживание в другой стране,если нет возможности однодневного вынужденного путешествия.

Третий путь – поискать оставшиеся на российском рынке или адаптированные к реалиям службы доставки. Подводные камни можно нарваться на мошенников, фирму-однодневку, которая маскируется под известный бренд, берет оплату за услуги и исчезает. Распознать ненадежную службу поможет тщательное изучение информации о компании. Необходимо мониторить отзывы, пользоваться сервисами проверки доменов, запрашивать и пробивать реквизиты потенциального перевозчика.

Рынок международных курьерских услуг в России в 2023 году

Остались ли в России надежные курьерские службы, которым можно без страха и сомнений доверить доставку оборудования или ценных документов за рубеж и обратно?

Некоторые отечественные службы доставки подстроились под реалии 2022 года — открыли дополнительные филиалы в соседних государствах и разработали новые схемы транспортировки грузов. Доставка осуществляется на имя юридического лица в дружественной стране, а оттуда распределяется по другим направлениям – по странам на других континентах, в Европу или Россию. Изменение логистических схем повлекло увеличение сроков доставки – от 1-3 дней ранее до 5-12 дней в настоящее время. Если требуется срочная доставка, то можно воспользоваться услугами авиакурьеров, которые привозят небольшие посылки весом до 40 кг за 24–72 часа, в зависимости от места назначения.

Выбирая официальную курьерскую службу, стоит обращать внимание на формат работы компании. Некоторые перевозчики берутся за доставку любых грузов без ограничений, а некоторые доставляют только крупногабаритные или только мелкие посылки. Есть службы, работающие с определенными объектами, например, с пищевой химией. компании работают только с юридическими лицами. Необходимо подбирать компанию по потребностям – если отправляете особый груз, лучше выбрать узкоспециализированного перевозчика. Если нужен полный комплекс услуг "от двери до двери", то надежнее сработает широкопрофильная служба, у которой больше возможностей.

Даже в условиях санкций и ограничений можно найти подходящий вариант доставки или надежного партнера, который качественно сделает свое дело. Главное не опускать руки и искать вдумчиво и тщательно.

Антонов А.

Показать больше