Полёт высокой стоимости: почему надёжная авиадоставка не может быть дешёвой

Версия для печати

Во всех сферах жизни действует проверенное правило: качество услуг или товаров требует соответствующих затрат. Это касается еды, одежды, мебели, автомобилей, сервиса в гостиницах и ресторанах. Даже детские игрушки — отличный тому пример: стоимость куклы ручной работы из натуральных материалов может достигать десятков тысяч рублей.

Полёт высокой стоимости: почему надёжная авиадоставка не может быть дешёвой

Та же логика актуальна для авиадоставки — одного из самых эффективных и быстрых способов транспортировки, особенно при срочных перевозках.

Почему качественная авиадоставка стоит дорого? Какие риски влечёт за собой экономия и как выбрать опытного партнёра? Ответы на эти вопросы дал Никита Баранов, сооснователь и директор по стратегии логистической группы компаний TLS GROUP.

Что такое надёжная авиадоставка?

Прежде всего, это компетенция. Компания, занимающаяся перевозкой грузов, должна профессионально разбираться в воздушной логистике:

  • знать все тонкости процесса экспедирования грузов авиационным транспортом;
  • разбираться в регламентах различных аэропортов;
  • доставку по ключевым маршрутам отработать до мелочей;
  • иметь в запасе пул альтернативных путей;
  • знать правила перевозки специализированных грузов — AOG (Aircraft on the Ground — запчасти для простаивающего самолёта) и CAO (Cargo Aircraft Only — грузы, которые можно перевозить только на грузовых самолётах).

Узкая специализация в этой области — залог успеха.

Компания, которая отлично ориентируется в авиаперевозках, выполнит работу на высоком уровне. А та, которая имела опыт исключительно в железнодорожных перевозках и только зашла на рынок авиалогистики, за услуги возьмёт меньше, но с большой вероятностью совершит множество ошибок: международные перевозки различными видами транспорта — это совершенно разные сферы деятельности. А некомпетентность в работе может привести к увеличению стоимости доставки, задержке груза, его порче или потере.

Профессионализм логистической компании позволяет свести к нулю:

  • риск задержки на стыковочных пунктах;
  • вероятность наложения санкций на товар;
  • риск порчи груза. 

Поэтому важно проверять репутацию и опыт экспедитора заранее.

Как определить надёжного партнёра?

Выбирать компанию, которой можно доверить перевозку своих грузов, нужно тщательно и с учетом следующих критериев.

  1. Выбирайте экспедитора по его специализации. Универсалы встречаются крайне редко. Обращайте внимание на корневой продукт компании.
  2. Постарайтесь найти экспедитора, который является GSA (general sales agent) авиалинии. Это будет означать, что у экспедитора прямой контракт с авиакомпанией и он сможет предоставить вам лучшие условия по маршрутам данной линии напрямую, без посредников.
  3. Поищите информацию об экспедиторе в интернете, социальных сетях.
  4. Посмотрите сайт экспедитора, запросите презентацию о его работе. Можно попросить контакты клиентов, которые дадут обратную связь о работе с потенциальным экспедитором. Уверенные в своём сервисе логисты легко поделятся всей необходимой информацией. 
  5. Попросите показать успешные кейсы по вашей отрасли, которыми гордится фирма. Если в экспедиторской копилке их десяток, компания точно знает, что делать.
  6. Попросите экспедитора рассказать о неудачах. Компания, которая уверена в своей работе, не станет их замалчивать — профессионалы положительно воспринимают любой опыт, ведь он делает их экспертнее. Честное общение с клиентами — признак сильного партнёра.
  7. Запросите информацию о количестве котировок и букингов, с которыми экспедитор работает ежемесячно. Эти цифры помогут вам понять мощность команды.

От всего этого зависит, насколько безопасной будет перевозка, поэтому подходить к выбору нужно максимально осмотрительно.

Из чего складывается стоимость авиадоставки? 

Она формируется на основе множества факторов. Среди них ключевую роль играют габариты и вес груза, его тип, маршрут, возможности упаковки, а также дополнительные услуги. Чем сложнее задача, тем выше затраты.

Основные факторы, влияющие на стоимость

Габариты и вес груза

Крупные, тяжёлые или нестандартные грузы обходятся дороже, так как занимают больше места или требуют уникальных условий транспортировки. Цена доставки зависит от расчётного веса груза. Авиакомпания сравнивает брутто-вес (масса товара в упаковке) и объёмный вес, который рассчитывают по формуле: объём груза • 167 (установленный коэффициент). Какое из итоговых значений — брутто-вес или объёмный вес — больше, то и берется за основу для определения стоимости перевозки. Например, масса коробки — 100 кг, объём — 1 кубический метр. Объёмный вес равен 167 кг (1м3 • коэффициент 167), следовательно, расчётная масса = 167 килограммов. Хотя по факту груз весит всего 100 кг.

Перевозка негабарита (турбин или строительных конструкций) возможна только на арендованных грузовых самолётах. А транспортировка больших и тяжёлых грузов (автокранов, фюзеляжей пассажирских самолётов, яхт и вагонов метро) невозможна без «Руслана» — одного из самых больших в мире небесных грузовиков.

Опасные грузы, включая химические вещества, разрешены к перевозке исключительно грузовыми бортами, а их рейсы осуществляются реже, чем пассажирские.

Температурно-чувствительные грузы, такие как медикаменты, транспортируют в специальных контейнерах и желательно по маршрутам, где есть возможность хранения в холодильных складах.

Упаковка

Некоторые типы грузов требуют усиленной упаковки. Для хрупких грузов используют обрешётку: металлическую или деревянную. Что касается последней — её важно обработать от насекомых, чтобы случайно не завести в страну вредителей. Об этом могут потребовать подтверждающие документы.

Недопустимость штабелирования (когда сверху нельзя размещать другую упаковку, важная деталь при перевозке хрупкого груза) увеличивает плату за «воздушное» место.

Сезонность

В праздничные дни стоимость перевозок возрастает в связи с высокой загруженностью аэропортов.

Зимние маршруты влекут дополнительные затраты на антиобледенительные процедуры и дополнительные меры безопасности. 

Сезонность популярных направлений также влияет на стоимость перевозок. Так, зимой авиакомпания «Аэрофлот» по маршруту Москва — Дубай совершает несколько рейсов в день, а летом сокращает их число до 2-3 раз в неделю. Чем чаще полёты, тем ниже ставка за 1 килограмм груза. 

Выбор авиакомпании

В грузоперевозках, как и в пассажирских перевозках, существует два основных типа рейсов — регулярные линии и чартеры. Выбор между ними напрямую зависит от приоритетов: сроков, цены и стабильности обслуживания.

Чартерные линии

Работают по схеме нерегулярных рейсов. Вылеты осуществляют в определённые дни недели или месяца, поэтому они дешевле. Но если груз нужно доставить срочно, а ближайший рейс запланирован через несколько дней, а то и недель — придётся ждать. Задержка или отмена вылета — не редкость, особенно если загрузка борта недостаточная. Тогда возникает эффект роллинга (от английского roll — перекатывать) — груз будут перекладывать с одного борта на другой, что повлечёт срыв сроков доставки. 

Регулярные авиалинии

Регулярные авиалинии, напротив, работают строго по расписанию, которое известно заранее. Такие рейсы выбирают для грузов, где время доставки является критически важным фактором.

Регулярные авиалинии охватывают множество направлений, что уменьшает сложность маршрута, но повышает стоимость перевозки.

Среди регулярных компаний есть премиальные авиалинии и лоукостеры. Последние хоть и дешевле из-за сокращения многих пунктов затрат, но перенос или задержка рейса прочно вошли в практику их работы. 

Тип самолёта

Авиадоставка на узкофюзеляжных самолётах дешевле, но они подходят только для небольших отправлений. Множество авиакомпаний устанавливает ограничение на высоту груза, обычно не превышающее 160 сантиметров, но есть и такие, у кого этот предел вполовину меньше — например, Air Arabia. Если упакованный на паллету груз не проходит норматив по высоте, авиалиния не примет его к перевозке. Необходимо будет снимать верхние коробки с паллеты, чтобы уменьшить высоту до норматива, или искать другой аэропорт вылета и другую авиакомпанию. 

Также авиалиния может разделить крупную партию на несколько и отправить разными рейсами. В итоге товар на конечный пункт придёт частями: одну, например, доставят в понедельник, другую — в четверг, и так до тех пор, пока весь груз не соберётся в одном месте. Только после этого можно приступать к его оформлению на таможне. Это потери времени.

Обо всех этих нюансах транспортно-экспедиционная компания обязана заранее проинформировать вас и предложить альтернативные пути доставки, если они есть.

Бывают ситуации, когда партия товара (например, длинные трубы) полностью занимает багажное отделение. В таких случаях самолёт освобождают от других грузов, что сказывается на стоимости перевозки.

Чаще всего крупногабарит транспортируют на широкофюзеляжных или специализированных грузовых бортах. Их меньше, чем пассажирских, реже рейсы — выше цена, но это гарантирует сохранность груза.

Дополнительные услуги 

К ним относятся приоритетная доставка, хранение груза под камерами, страхование, ускоренное оформление документов. Всё это увеличивает стоимость, но даёт уверенность в сохранности отправления.

Профессиональные логистические компании предоставляют клиенту возможность отслеживать транспортировку груза в личном кабинете. Услуга хоть и дополнительная, но, как правило, включена в пакет услуг.

Как объём груза влияет на стоимость?

Интересно отметить, что в расчёте на килограмм доставка больших и тяжёлых грузов обойдётся дешевле.

Ставки за вес: 

  • до 45 кг — самые высокие тарифы;
  • 100–300 кг — ставка снижается;
  • 300–600 кг — наиболее выгодный диапазон по стоимости на килограмм.
  • 1 000 кг и более — стоимость уменьшается ещё сильнее, но в сумме цена доставки выходит существенная.

В зависимости от маршрута, габаритов груза, требований к перевозке и других важных параметров доставки ставка может варьироваться от 2-3$ за кг до 30$ за кг. 

И её можно снизить на 10-30%. Например, если экспедитор — официальный агент авиакомпании, а отгрузка регулярная (например, каждый четверг всего календарного года). Это позволяет экспедитору забронировать необходимый объем на каждый конкретный рейс, например, вылетающий по четвергам. Предварительное бронирование объемов на квартал или год обеспечивает более низкие ставки, так как авиакомпания получает возможность лучше планировать загрузку своего борта.

Риски дешёвой авиадоставки

Экономия на авиаперевозках выглядит привлекательно, но чревата серьёзными проблемами, такими как порча или утеря груза, срыв сроков или дополнительные издержки.

Повреждение груза

Если груз обрабатывают неподготовленные специалисты, а перевозка происходит на неподходящем самолёте — товар, скорее всего, повредят. Часто так случается с хрупкими предметами и дорогостоящим оборудованием, которые не были должным образом упакованы. Перелёты через аэропорты с низким сервисом, где обработка происходит небрежно, тоже часто приводят к повреждению груза.

Срыв сроков

Дешёвые перевозчики часто совершают транзит через загруженные или плохо организованные аэропорты, такие как Стамбул или Каир. Это приводит к задержкам поставок на несколько суток.

Дополнительные расходы

Если груз попадает в сложный аэропорт транзита, например, в Тегеран, где существуют бюрократические формальности и жёсткие требования весогабаритного контроля, то могут возникнуть расходы на длительное хранение, оформление новых документов или пересмотр маршрута.

География маршрута и её влияние на надёжность перевозки

Ключ к успешной авиаперевозке — правильно подобранный маршрут транзита. 

Аэропорты с хорошей репутацией, такие как международный Дубайский аэропорт (ОАЭ), Хамад (Доха) или Шереметьево (Москва), обеспечивают быструю и безопасную обработку груза. Тогда как аэропорт Стамбула, несмотря на свой масштаб и инфраструктуру, часто сталкивается с перегрузкой.

В пиковые периоды, такие как Новый год или Рамадан, нагрузка на аэропорт возрастает в разы. Это связано с тем, что здесь пересекаются глобальные торговые маршруты, а низкие тарифы на использование инфраструктуры привлекают значительное количество грузов и бюджетные авиакомпании. В итоге поток превышает возможности обработки, что приводит к образованию бэклога, когда товары могут задержаться в аэропорту на недели. 

Не исключена и путаница в работе сотрудников аэропорта. Был случай, когда отправленный из Стамбула груз вместо России попал в Африку, а их товар, напротив, прибыл на территорию РФ. Проблема усугубилась тем, что груз, который был по ошибке отправлен в Африку, попал под запрет на экспорт и реэкспорт, установленный распоряжением Минпромторга. Процессы возвращения или обмена в таких случаях становятся практически невозможными. 

Не поможет и страхование. Если подмена груза вскрылась после прохождения таможни, а документы, поданные на оформлении, соответствовали накладным и декларациям отправителя, то и страховая компания в подобных ситуациях не сможет покрыть такие ошибки. Закон позволяет аннулировать декларации, но не без последствий. Таможенные службы могут внести компанию в так называемый чёрный список и ужесточить контроль всех последующих поставок.

Поэтому услуги дорогих аэропортов с чётко отлаженной работой — вполне оправданный выбор, который позволяет избежать многих проблем с обработкой грузов, сведя вероятность ошибок к минимуму. Особенно важно выбирать надёжные маршруты для грузов с высокой стоимостью.

Чтобы снизить риски при транспортировке груза, важно выбирать только проверенных экспедиторов с опытом работы в авиаперевозках. Надёжность и качество услуг лишь на первый взгляд стоят дороже, но в конечном итоге только экономят время, деньги и нервы. 

Баранов Н.А.

Показать больше