Скорость выше ветра: роль и преимущества авиадоставки

Версия для печати

Современная жизнь стремительно движется вперёд, и этот темп ощущается во всех сферах, включая бизнес. В условиях, когда каждая минута имеет значение, задержка в поставках, пусть даже на несколько дней, может сильно сказаться на репутации компании. Для рестораторов, например, день простоя в поставке продуктов может обернуться серьёзными убытками. В этих обстоятельствах, когда скорость и надёжность становятся критически важными, авиаперевозки незаменимы.

Скорость выше ветра: роль и преимущества авиадоставки

Авиадоставка — один из ключевых способов транспортировки грузов, хоть и не доминирующий. Этот парадокс заключается в том, что лишь 6% всех грузов в мире перевозят самолётами. И хотя авиадоставка занимает относительно небольшую долю в общей картине перевозок, существуют факторы, которые подчёркивают её значимость в современных условиях.

Плюсы авиадоставки

Скорость

Она особенно важна в критических ситуациях, когда необходимо быстро привезти медикаменты или запчасти для оборудования. То же самое касается и продуктов питания. Например, устрицы из Дибба Бэй (ОАЭ) доставляют в Москву всего за несколько часов. Свежевыловленный груз вечером загружают в самолёт, а уже утром товар проходит приоритетное таможенное оформление в Москве. Этим же днём деликатес попадает на столы гурманов. Это невозможно выполнить ни одним другим видом транспорта. 

Широкая вариативность маршрутов 

Сегодня в мире работают более 51 000 аэропортов, из которых около 2 000 — международные. Для сравнения, количество крупных железнодорожных станций варьируется от 6 000 до 10 000, а морских портов от 4 000 до 5 000, из которых менее 300 считаются крупными. Россия обладает развитыми авиамаршрутами, что позволяет эффективно подключаться к различным регионам через такие города, как Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Новосибирск и Владивосток. При этом морская доставка в стране ограничена несколькими ключевыми портами, такими как Санкт-Петербург, Новороссийск и Владивосток.

Несмотря на важность морских маршрутов, они не обеспечивают ту гибкость в логистических операциях, которая доступна при авиаперевозках. Судно, следующее по прямому маршруту из Дубая в Новороссийск, не сможет изменить маршрут и пойти в Санкт-Петербург. Напротив, самолёты предлагают широкий выбор направлений и множество транзитных пунктов. В любой момент можно изменить направление и авиалинию, что особенно актуально в условиях непредвиденных обстоятельств. При неожиданном введении санкций груз, находящийся в доставке, можно быстро перенаправить по новому маршруту — это делает авиадоставку гибкой и более надёжной для клиентов.

Безопасность авиаперевозок

В современных авиаперевозках используются сложные системы для контроля безопасности грузов. Каждую партию грузов маркируют в соответствии с требованиями, ей сопутствует пакет документов и строгие инструкции по перевозке. Это позволяет точно отслеживать, куда направляется товар. Системы сканирования и видеонаблюдения в аэропортах, а также быстрое обращение с грузами значительно уменьшают риски краж и повреждений.

Контроль и хранение в аэропортах

Современные аэропорты, как например, SVO (Шереметьево) или DXB (Дубай), сводят к минимуму человеческое участие, всё больше доверяя обработку грузов автоматике. Это важный шаг к созданию безопасной среды для авиаперевозок, где высокий уровень контроля и мониторинга становится стандартом.

Безопасность на борту

На борту самолётов безопасность и правильное крепление грузов являются основными приоритетами. Но между грузовыми и пассажирскими самолётами есть различия. В последних предусмотрено два отсека: один — для людей и ручной клади, а другой, находящийся под полом — для багажа и грузов. В грузовых ситуация отличается: они полностью сконцентрированы на перевозке товаров. При этом конструкция грузового лайнера округлая, что требует специальных мер для предотвращения перемещения грузов во время полёта. Коробки закрепляют ремнями, сетками и плёнкой. Это не позволяет грузу перемещаться по салону во время руления, а современные системы навигации позволяют воздушным судам эффективно избегать зон с высокой турбулентностью, что значительно снижает риск повреждения грузов во время полёта.

С морскими перевозками ситуация иная. Судно может попасть в сильный шторм, и если нарушена герметичность контейнера, морская вода попадёт внутрь и повредит плохо упакованный груз. Такие инциденты происходят довольно часто.

Известны случаи, когда суда теряли свою ношу. Например, в январе 2021 года в Тихом океане сильный шторм смыл около 750 контейнеров с датского судна. В ноябре того же года с японского корабля сильными волнами унесло 2000 контейнеров. В таких ситуациях владельцы грузов не получат компенсаций, поскольку мировое законодательство устанавливает: в случае бедствий или потерь, связанных с погодными условиями, морские перевозчики освобождаются от ответственности за убытки, понесённые грузовладельцами.

Географическое покрытие

Авиаперевозки обеспечивают быстрый доступ к удалённым, межконтинентальным и островным регионам. Кроме того, авиационные маршруты характеризуются гибкостью и разнообразием. По всему миру десятки тысяч аэропортов — это значительно больше количества крупных морских портов, что делает авиадоставку широко доступной и эффективной. К тому же в межсезонье, когда дороги размывают дожди, авиатранспорт остаётся единственным, который способен доставить необходимый товар. 

Какие виды груза можно перевозить только авиадоставкой

Существуют специфические группы грузов, которые целесообразно перевозить исключительно воздушными судами:

  • скоропортящиеся товары;
  • препараты фармацевтической и химической промышленности, требующие поддержания определённой температуры и условий хранения;
  • ценные товары (культурно-исторические, антиквариат или драгоценности);
  • грузы с высокой стоимостью;
  • срочные грузы.

Минусы авиадоставки

Авиадоставка — самый быстрый способ транспортировки, что отражается на стоимости.

Стоимость и ограничения 

Средняя цена за килограмм — 2-4 доллара США для стандартных авиаперевозок. Для сложных и дальних маршрутов стоимость составит от 8 до 15 долларов США за кг. Кроме того, существуют требования к размерам грузов: большинство авиакомпаний имеют высотные ограничения — например, 160 сантиметров (на некоторых авиалиниях этот показатель вдвое меньше).

Основная сложность авиадоставки 

Необходимо быстро принимать решения и оперативно реагировать на изменения маршрута или условий перевозки. В отличие от морских поставок, которые занимают много времени, в авиаперевозках для долгих размышлений нет времени. Это требует присутствия опытных специалистов, которые готовы адаптироваться к новым условиям.

Также у авиалиний и аэропортов есть ряд различных требований. Экспедиторы должны точно знать нормы, применяемые к конкретному маршруту. Например, груз, отправленный из Австралии, может столкнуться с разными правилами в Гонконге и Коломбо. Если груз превышает допустимые размеры, его нужно перераспределить, что влечёт за собой дополнительные риски.

В отличие от морской доставки, где используются стандартные контейнеры, авиаперевозка требует более индивидуального подхода к упаковке. Для перевозки скоропортящихся товаров необходимы специальные термобоксы. Температурные условия должны строго соблюдаться и при хранении в транзитных пунктах. Не все аэропорты предлагают такую услугу, и это надо учитывать при выборе маршрута.

Морские перевозки: экономическая эффективность и риски 

Морская доставка существенно дешевле авиаперевозок, однако требует значительно большего времени. При этом плата за 1 кг в среднем составит 0,5-2 доллара США, а путь, например, от Дубая до Санкт-Петербурга в среднем займёт 40-60 дней, что делает данный способ не подходящим для срочных грузов. Основным минусом является низкая вариативность маршрутов: большинство грузов с Азиатского региона доставляются либо через Владивосток, либо через другие ключевые порты. Также существует риск столкновения с новыми санкциями на этапе перевозки, особенно если груз идёт из Америки. В конечном итоге такие условия могут привести к задержкам или утрате грузов.

Железнодорожные перевозки: баланс цены и времени

Железнодорожный транспорт в международной логистике — промежуточный вариант между морем и воздухом. Средняя стоимость перевозки по железной дороге составляет 1-3 доллара США за кг, а доставка груза из Китая в Москву, как правило, занимает до 3-4 недель в зависимости от загруженности станции отправления. Данный способ популярен благодаря невысокой стоимости и приемлемой скорости. Однако необходимо соблюдать баланс платформы, чтобы во время движения избежать её колебаний: если на платформе стоят два двадцатифутовых контейнера, их вес должен соответствовать друг другу — в противном случае придётся ждать соответствующую пару.

Автомобильные перевозки: гибкость и ограничения

Автомобильные перевозки предпочтительней для внутренних поставок благодаря высокой гибкости маршрутов, и особенно они актуальны для регионов без железнодорожного или морского сообщения. Средняя стоимость 2-5 долларов США за килограмм, а доставка из ЕС в РФ сегодня займёт 7-30 дней в зависимости от маршрута. 

Благодаря хорошо развитой дорожной инфраструктуре в Европе и России авто — отличный способ доставлять несанкционные грузы, такие как продукты питания и товары народного потребления.

Существуют и минусы. В связи с ограничениями, наложенными на некоторые грузы, маршруты из Европы сильно купированы. Основные современные автомобильные маршруты включают пути через Балканы в Турцию, а затем через Иран и Закавказье в Россию, что также влияет на скорость доставки. Важно учитывать ограничения по весу и объёму. К тому же автомобильный транспорт сильно зависит от погодных условий, что в период межсезонья закрывает для него некоторые маршруты — например, по горной местности. 

Распространённые мифы об авиадоставке

Высокая стоимость авиаперевозок

На самом деле ставка за 1 кг составляет всего несколько долларов. При этом, если сравнивать стоимости товара и его доставки, то последнее значение часто не превышает 1 — 10%.

Авиадоставка предназначена лишь для небольших отправлений

Это не так. Например, один из самых распространённых в гражданской авиации самолёт Airbus A320 способен взять на борт одновременно 16600 кг коммерческих отправлений, а грузовой Ан-124 «Руслан» может за один раз перевезти 150 тонн.

Сложно организовать авиаперевозки из-за отсутствия прямых рейсов

На практике существует множество транзитных хабов, которые обеспечивают перевозку грузов из разных уголков мира. В настоящее время прямые рейсы доступны из Сербии, а также некоторых стран Ближнего Востока — например, Объединённых Арабских Эмиратов. Открыты для транзита и прямого сообщения страны Азии: Китай, Таиланд, Гонконг. Авиадоставка через международные хабовые города увеличивает гибкость логистических решений.

Сотрудники аэропортов бросают грузы и повреждают их 

В аэропортах чемоданы иногда повреждают, и это вызывает жалобы у пассажиров. В этом случае они получают компенсацию до 10 долларов за килограмм утраченных вещей. Однако с коммерческими грузами ничего подобного не происходит: к ним в аэропортах относятся очень бережно, потому что неизвестно, для какого клиента они предназначены — это могут быть и небольшие компании, и такие крупные корпорации, как Amazon или Samsung. В случае повреждения или утери их товара компании подадут иск против авиаперевозчика, что создаст серьёзные юридические последствия. Поэтому в сфере логистики беспокоиться о повреждениях груза в аэропортах не приходится. 

Несмотря на ряд минусов, авиадоставка обладает множеством преимуществ, которые делают её предпочтительным вариантом для перевозки определённых категорий грузов. Высокая скорость, возможность доставки в труднодоступные регионы, низкие риски повреждения и гибкость сегодня делают авиадоставку незаменимой в логистическом процессе. 

 

Баранов Н.А.

Показать больше