Никита Баранов, сооснователь и директор по стратегии логистической группы компаний TLS GROUP, рассказал, как выглядит подготовка и транспортировка опасных грузов и на какие ключевые аспекты нужно обращать особое внимание для обеспечения безопасной доставки.
Что такое опасные грузы?
Опасные грузы — это вещества или изделия, которые могут представлять серьёзную угрозу для здоровья и безопасности людей, имущества или окружающей среды. Среди них есть предметы, на первый взгляд, совершенно обычные и привычные, но перевозить их на самолётах строго запрещено.
Одним из таких примеров является сено — казалось бы, безобидный продукт, однако он относится к категории легковоспламеняющихся твёрдых веществ. Всего одна искра может мгновенно превратить стог в огненное пламя. Необходимость транспортировки сена на дальние расстояния может показаться удивительной, однако статистика говорит о другом: в 2024 году объём мирового экспорта сена составил более 12 миллионов тонн. Это особенно актуально для таких стран, как Объединённые Арабские Эмираты, где пустынные условия и жаркий климат делают невозможным выращивание собственного корма для животных. Несмотря на это, местные фермеры активно развивают животноводство, завозя сено и другие корма из-за рубежа.
Ещё один яркий пример опасного груза — power bank, или портативный аккумулятор. В отличие от сена, его разрешают перевозить на самолётах, но лишь при соблюдении ряда строгих правил. Причина повышенного внимания авиакомпаний к этим устройствам проста: в таких аккумуляторах есть окисляющие вещества, способные ускорять горение или провоцировать химические реакции, что особенно опасно в замкнутых пространствах.
Авиакомпании разрешают брать пауэрбанк на борт самолёта, но только в ручную кладь. Дело в том, что в случае возникновения неисправности, будь то короткое замыкание или перегрев, в салоне экипаж и пассажиры заметят это и смогут оперативно отреагировать. Если же подобная ситуация произойдёт в багажном отсеке — это приведёт к пожару или даже повреждению корпуса самолёта, что чревато серьёзными последствиями вплоть до катастрофы.
Особенности перевозки опасных грузов на воздушных судах
Специфика авиаперевозок заключается не только в ограниченном пространстве салона самолёта, но и в изменении атмосферного давления и температуры на различных высотах. К этому добавляются сильные вибрации во время взлёта и посадки, что создаёт дополнительные риски для некоторых категорий опасных грузов — вплоть до возможности их детонации. Именно поэтому существуют жёсткие регламенты, строго контролирующие такие перевозки. Их цель — обеспечить безопасность всех участников процесса: от экипажа до получателей груза.
При этом регламенты постоянно меняются и дополняются. Например, последняя версия руководства по грузоперевозкам и наземному обслуживанию опасных изделий, изданная в 2025 году, содержит около 350 дополнительных норм и правил, а также десять новых категорий опасных грузов, включая натрий-ионные аккумуляторы.
Правила перевозки опасных грузов устанавливают международные организации:
- IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) публикует руководство по перевозке опасных грузов, которое служит основным документом для авиакомпаний и грузовых агентов;
- ICAO (Международная организация гражданской авиации, учреждение ООН) разрабатывает международные стандарты и рекомендации, касающиеся перевозки опасных грузов воздушным транспортом.
Эти организации играют ключевую роль в обеспечении безопасности воздушных перевозок и классифицируют ОГ:
1 класс — взрывчатые вещества;
2 класс — газы;
3 класс — легковоспламеняющиеся жидкости;
4 класс — легковоспламеняющиеся материалы;
5 класс — окисляющие вещества;
6 класс — ядовитые и инфекционные вещества;
7 класс — радиоактивные материалы;
8 класс — коррозионный вещества;
9 класс — прочие опасные вещества.
Каждый класс имеет свои подклассы. Всё это необходимо учитывать при выборе упаковки и маркировке опасного груза, а также на авиарейсе.
Опасные вещества и предметы, которые можно перевозить на пассажирских самолётах
Перевозка таких грузов возможна при условии, что они не представляют значительной угрозы для пассажиров и экипажа.
Медицинские препараты и вакцины
Перевозка медицинских препаратов и вакцин на пассажирских самолетах допускается при соблюдении условий:
- оригинальная заводская упаковка, которая сохраняет свою целостность и герметичность;
- соблюдение установленного температурного режима хранения, чтобы гарантировать эффективность и безопасность лекарств;
- наличие необходимых документов и сертификатов, подтверждающих соответствие установленным стандартам качества и безопасности.
Электронное оборудование с литиевыми батареями
Некоторые виды такого оборудования разрешены к перевозке на пассажирских самолётах, если:
- батареи защищены от короткого замыкания;
- вес и размер аккумуляторов соответствуют установленным лимитам;
- устройство выключено и упаковано надлежащим образом.
Образцы для научных исследований
Биологические материалы или химические реагенты могут быть разрешены к перевозке на пассажирских самолётах в случаях, если:
образцы упакованы в контейнеры, предотвращающие утечку;
имеются соответствующие разрешения и документы;
соблюдаются температурные и другие условия хранения.
Опасные грузы: что нельзя перевозить самолётами?
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) установила строгий перечень запрещённых к перевозке на воздушных судах грузов. Эти ограничения обусловлены высокой степенью риска, который несут данные предметы и вещества для безопасности полётов, здоровья людей и состояния окружающей среды.
Взрывчатые вещества
Это одна из самых очевидных групп опасных грузов. Взрывы могут стать причиной катастрофы, особенно в условиях ограниченного пространства воздушного судна. Под эту категорию попадают бомбы, пиротехника и другие вещества, способные быстро детонировать. Даже малейшая авария или неправильное обращение с такими материалами могут обернуться трагическими последствиями.
Радиоактивные материалы
Воздействие радиоактивных материалов трудно контролировать в ограниченном пространстве авиалайнера. Хотя малые объёмы радиации иногда разрешены к перевозке с соблюдением специальных мер предосторожности, крупные партии радиоактивных веществ находятся под полным запретом.
Токсичные и инфекционные вещества
Вирусы, бактерии и токсины, вызывающие тяжёлые болезни или смерть. Особенно опасно, когда речь идёт о неизвестных ранее патогенных микроорганизмах, распространение которых невозможно спрогнозировать.
Химически активные вещества
Сильные окислители, агрессивные химические реагенты и летучие органические соединения тоже входят в список опасных грузов. Они способны провоцировать нежелательные реакции внутри кабины самолёта, создавая опасность для всех на борту.
Строгие нормы контроля перевозок опасных грузов обеспечивают безопасность полётов. IATA обновляет стандарты на основе новых научных исследований и технологий. Перевозчики и отправители должны внимательно следить за изменениями в правилах для минимизации потенциальных рисков.
Документы для перевозки опасных грузов
Готовит пакет документов лицензированный агент, прошедший обучение в IATA и получивший допуск к работе с опасными грузами. Из-за того, что правила перевозки ОГ авиацией и их перечень периодически обновляется, специалисты логистических компаний, отвечающие за перевозку опасных грузов, должны быть в курсе всех изменений, поэтому обязаны проходить переподготовку каждые два года.
Для предъявления таможенным органам и службам авиационной безопасности потребуются несколько документов:
специальная декларация, за которую отвечает грузоотправитель, где указываются контактные лица и номера служб поддержки на случай ЧС;
паспорт безопасности изделия (MSDS), подтверждающий соответствие упаковки международным стандартам;
транспортная накладная с информацией об отправлении, назначении и владельце груза, включая отметку о категории опасности.
Упаковка и маркировка опасного груза
Каждому виду опасного груза требуется специальная упаковка, соответствующая техническим условиям для конкретных веществ. Упаковка должна быть герметичной, сухой, чистой и без острых углов, а также иметь необходимую маркировку, указывающую на характер опасности. Для каждого класса опасности предусмотрен определённый цвет — например, взрывчатые вещества обозначаются большим оранжевым ромбом. Знаки должны быть нанесены на упаковку несмываемым методом и чётко читаться с расстояния.
Маркировка должна содержать:
указание класса опасности;
- знаки положения груза, если его нельзя переворачивать;
- отгрузочное наименование;
- номер UN, который расскажет о том, что упаковка прошла необходимые испытания и подходит для транспортировки этого типа груза.
Отсутствие на упаковке хотя бы одной из необходимых маркировок гарантирует отказ в погрузке на самолёт.
Требования к перевозке опасных грузов в авиации: аэропорты и персонал
Не каждый аэропорт может принимать и отправлять опасные грузы, для этого необходимы:
- лицензия;
- зоны временного хранения ОГ;
- лицензированный для работы с ОГ персонал.
Регулярные тренировки и аттестации должны проходить водители, складские работники, лётный экипаж и ответственный за погрузку ОГ персонал.
Погрузка опасного груза
Специалист по опасным грузам заранее планирует их размещение в багажном отсеке на основе каргоманифеста — документа, содержащего полную информацию обо всех грузах на борту.
Правильное распределение грузов критично, особенно для опасных материалов. При размещении учитывают свойства предметов и веществ и не располагают их по соседству, чтобы избежать случайных контактов в случае утечки.
Значение имеет и вес. Грузы распределяют равномерно, чтобы не перегружать отдельные части самолёта и обеспечить безопасность полёта.
Внутри багажного отсека необходимо поддерживать нужную температуру и организовать доступ к опасным грузам для наблюдения за их состоянием на протяжении всего полёта. Заставлять чем-либо коробки с ОГ строго запрещено.
Некоторые опасные грузы (например, радиоактивные) принимают и разгружают только в грузовые кабины самолёта — их временное хранение в аэропорту запрещено.
Обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов в авиации требует постоянного внимания и высокого уровня профессионализма. Эта задача выходит далеко за рамки защиты здоровья и безопасности людей, охватывая также заботу о состоянии окружающей среды. Соблюдение строгих стандартов и сведение рисков к минимуму — ключевые факторы для предотвращения возможных аварий и чрезвычайных ситуаций. Именно поэтому в данной области работают исключительно профессионалы, каждый из которых вносит вклад в успешное выполнение этой важной миссии.
Баранов Н.А.