Поэтому профессиональные участники рынка логистических услуг оперативно открывают новые таможенные склады, что позволяет импортерам выбирать удобные для себя ТС – как с точки зрения географического расположения, так и в плане оптимальных условий для работы и ценовой политики.
При этом владельцы ТС и декларанты товаров сталкиваются с рядом проблем, связанных с функционированием таможенных складов. Это замедляет работу, увеличивает сроки маркировки и издержки импортеров.
Как интеграция системы учета может ускорить процесс маркировки
При открытии ТС владелец обязан установить программный продукт, в котором ведётся учёт хранящихся на складе товаров. Как правило, это программа "Альта – ТС", аттестованная ФТС. Однако сформированные в ней отчёты недоступны таможенному посту фактического контроля (ТПФК), в зоне действия которого располагается ТС, так как программа никак не интегрирована и не взаимодействует с автоматизированной системой таможенных органов РФ. Кроме того, согласно действующему законодательству отчётность о товарах, хранящихся на ТС, сдается в таможенный орган один раз в квартал. Таким образом, ни ТПФК, ни таможня не получают актуальную информацию о хранящихся на ТС товарах в режиме реального времени.
Как следствие, должностные лица ТПФК не имеют возможности оперативно проверить сведения, заявленные в декларации на товары (ДТ) ИМ40 (заявление процедуры выпуска для внутреннего потребления), и ответить на запрос о нахождении товаров в зоне таможенного контроля ТС. Это иногда вызывает трудности при регистрации ДТ в ЦЭДах, из-за чего участники ВЭД могут получить отказ в регистрации ДТ и вынуждены в ручном режиме связываться с ТПФК и доказывать факт нахождения товаров на таможенном складе. Соответственно, срок таможенного оформления увеличивается.
Чтобы решить эту проблему, необходимо как можно быстрее осуществить доработку и интеграцию систем учёта товаров на ТС с автоматизированной системой таможенных органов. Чтобы они функционировали аналогично программам учёта товаров на складах временного хранения, таким как "Альта-СВХ", в которой ТПФК при формировании сотрудником СВХ документа отчёта по форме ДО-1 видит в своей программе нужную информацию о хранящихся на складе товарах. Это позволит таможенному органу усилить контроль над функционированием ТС и могло бы в будущем ускорить процесс оформления ДТ с возможностью проведения автоматической сверки данных.
Перемещение товаров на ТС: сложности и решения
В соответствии с п. 1 статьи 159 ТК ЕАЭС груз, выпущенный по процедуре таможенного склада, декларант должен разместить на таможенный склад в течение пяти рабочих дней.
Если СВХ и ТС находятся в зоне действия одного ТПФК, перемещение груза с СВХ, где находился груз в момент подачи ДТ ИМ70 (заявление процедуры таможенного склада), на таможенный склад происходит, как правило, под таможенным наблюдением.
Если же товар помещён под процедуру таможенного склада ИМ70 в зоне действия одного ТПФК, а перемещается на ТС, который находится в зоне действия другого ТПФК, в том числе в иной таможне, то организация таможенного контроля за перемещением таких товаров затруднена.
Дело в том, что в соответствии с письмом ФТС от 19.07.21 г. № 09.4-10/13526 "О направлении информации" в целях перевозки иностранных товаров, выпущенных в соответствии с процедурой таможенного склада, по территории Российской Федерации (между двумя таможенными органами) помещение под таможенную процедуру таможенного транзита не допускается.
Получается, что в процессе перемещения на товар отсутствует обеспечение по уплате таможенных платежей, и ответственность за его доставку на ТС лежит исключительно на декларанте. В случае недоставки товара на ТС таможенный орган должен привлечь его к административной ответственности и взыскать таможенные платежи. Если декларант не сможет оплатить таможенные платежи, государству будет причинён ущерб.
Поэтому ТПФК, в зоне действия которых находятся грузы при выпуске ИМ70, неохотно дают разрешение на перемещение товаров под таможенным наблюдением без оформления процедуры таможенного транзита на ТС, расположенные в зоне действия других таможен. Либо просто отказывают декларантам, мотивируя риском возможной недоставки.
Так как единого чёткого регламента действий таможенных органов, СВХ и декларантов в этом случае нет, мы сталкиваемся с разной практикой организации этого процесса в разных таможнях. При этом некоторые владельцы СВХ, опасаясь негативных последствий, отказывают в выдаче товаров импортёру без оформления таможенного транзита. Декларантам или их таможенным представителям приходится с каждым конкретным СВХ и ТПФК в каждой конкретной таможне договариваться по каждому грузу. А учитывая, что СВХ и ТПФК расположены по всей стране, это сопровождается огромными сложностями, задерживаются таможенное оформление и маркировка импортных товаров.
В связи с этим участники ВЭД заинтересованы в разработке соответствующего нормативного документа, который бы однозначно определил порядок взаимодействия декларантов, таможенных органов отправления и назначения в таких случаях. Это позволит определить единые правила игры по всей стране и ускорит организацию процесса маркировки импортных товаров.
Двойная выгода ночных смен
Значительно тормозит работу таможенных складов по маркировке и сложившаяся практика проводить такие операции исключительно во время работы ТПФК, в зоне действия которого расположен ТС, а это, как правило, режим с 8.00 до 20.00.
Учитывая рост дефицита складских площадей в Московском регионе и увеличение объёма импорта товаров, включаемых в национальную систему "Честный знак", полагаем, что возможность проведения операций по маркировке товаров на ТС в режиме "ночной смены" (с 20.00 до 8.00) могла бы сгладить пиковую загруженность ТС, оптимизировать процесс маркировки и повысить эффективность работы существующей инфраструктуры ТС в два раза. Тем более что круглосуточный режим работы ТС не противоречит действующему ТК ЕАЭС и законодательству Российской Федерации.
Конечно, Правительство РФ, Минфин и ФТС стараются урегулировать спорные вопросы законодательства. Например, Федеральным законом от 28 декабря 2024 г. N 536-ФЗ внесено много изменений в Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ в части требований к оснащению и функционированию складов временного хранения (СВХ). Но, к сожалению, проблемы законодательного регулирования работы таможенных складов пока не решены.
Несмотря на существующие трудности, владельцы таможенных складов находят решения, позволяющие улучшать бизнес-процессы и успешно справляться с растущими объемами маркировки.
Бондаренко К.Э.