Маркировка товаров на таможенных складах: как преодолеть бюрократические барьеры и ускорить процесс

Версия для печати

С включением в систему маркировки "Честный знак" новых товарных групп перечень импортных товаров, подлежащих маркировке DM кодами, неуклонно растёт. Маркировать ввезенные товары, не маркированные до пересечения границы РФ, можно только на таможенных складах (ТС).

Маркировка товаров на таможенных складах: как преодолеть бюрократические барьеры и ускорить процесс

Поэтому профессиональные участники рынка логистических услуг оперативно открывают новые таможенные склады, что позволяет импортерам выбирать удобные для себя ТС – как с точки зрения географического расположения, так и в плане оптимальных условий для работы и ценовой политики.

При этом владельцы ТС и декларанты товаров сталкиваются с рядом проблем, связанных с функционированием таможенных складов. Это замедляет работу, увеличивает сроки маркировки и издержки импортеров.

Как интеграция системы учета может ускорить процесс маркировки

При открытии ТС владелец обязан установить программный продукт, в котором ведётся учёт хранящихся на складе товаров. Как правило, это программа "Альта – ТС", аттестованная ФТС. Однако сформированные в ней отчёты недоступны таможенному посту фактического контроля (ТПФК), в зоне действия которого располагается ТС, так как программа никак не интегрирована и не взаимодействует с автоматизированной системой таможенных органов РФ. Кроме того, согласно действующему законодательству отчётность о товарах, хранящихся на ТС, сдается в таможенный орган один раз в квартал. Таким образом, ни ТПФК, ни таможня не получают актуальную информацию о хранящихся на ТС товарах в режиме реального времени.

Как следствие, должностные лица ТПФК не имеют возможности оперативно проверить сведения, заявленные в декларации на товары (ДТ) ИМ40 (заявление процедуры выпуска для внутреннего потребления), и ответить на запрос о нахождении товаров в зоне таможенного контроля ТС. Это иногда вызывает трудности при регистрации ДТ в ЦЭДах, из-за чего участники ВЭД могут получить отказ в регистрации ДТ и вынуждены в ручном режиме связываться с ТПФК и доказывать факт нахождения товаров на таможенном складе. Соответственно, срок таможенного оформления увеличивается.

Чтобы решить эту проблему, необходимо как можно быстрее осуществить доработку и интеграцию систем учёта товаров на ТС с автоматизированной системой таможенных органов. Чтобы они функционировали аналогично программам учёта товаров на складах временного хранения, таким как "Альта-СВХ", в которой ТПФК при формировании сотрудником СВХ документа отчёта по форме ДО-1 видит в своей программе нужную информацию о хранящихся на складе товарах. Это позволит таможенному органу усилить контроль над функционированием ТС и могло бы в будущем ускорить процесс оформления ДТ с возможностью проведения автоматической сверки данных.

Перемещение товаров на ТС: сложности и решения

В соответствии с п. 1 статьи 159 ТК ЕАЭС груз, выпущенный по процедуре таможенного склада, декларант должен разместить на таможенный склад в течение пяти рабочих дней.

Если СВХ и ТС находятся в зоне действия одного ТПФК, перемещение груза с СВХ, где находился груз в момент подачи ДТ ИМ70 (заявление процедуры таможенного склада), на таможенный склад происходит, как правило, под таможенным наблюдением.

Если же товар помещён под процедуру таможенного склада ИМ70 в зоне действия одного ТПФК, а перемещается на ТС, который находится в зоне действия другого ТПФК, в том числе в иной таможне, то организация таможенного контроля за перемещением таких товаров затруднена.

Дело в том, что в соответствии с письмом ФТС от 19.07.21 г. № 09.4-10/13526 "О направлении информации" в целях перевозки иностранных товаров, выпущенных в соответствии с процедурой таможенного склада, по территории Российской Федерации (между двумя таможенными органами) помещение под таможенную процедуру таможенного транзита не допускается.

Получается, что в процессе перемещения на товар отсутствует обеспечение по уплате таможенных платежей, и ответственность за его доставку на ТС лежит исключительно на декларанте. В случае недоставки товара на ТС таможенный орган должен привлечь его к административной ответственности и взыскать таможенные платежи. Если декларант не сможет оплатить таможенные платежи, государству будет причинён ущерб.

Поэтому ТПФК, в зоне действия которых находятся грузы при выпуске ИМ70, неохотно дают разрешение на перемещение товаров под таможенным наблюдением без оформления процедуры таможенного транзита на ТС, расположенные в зоне действия других таможен. Либо просто отказывают декларантам, мотивируя риском возможной недоставки.

Так как единого чёткого регламента действий таможенных органов, СВХ и декларантов в этом случае нет, мы сталкиваемся с разной практикой организации этого процесса в разных таможнях.  При этом некоторые владельцы СВХ, опасаясь негативных последствий, отказывают в выдаче товаров импортёру без оформления таможенного транзита. Декларантам или их таможенным представителям приходится с каждым конкретным СВХ и ТПФК в каждой конкретной таможне договариваться по каждому грузу. А учитывая, что СВХ и ТПФК расположены по всей стране, это сопровождается огромными сложностями, задерживаются таможенное оформление и маркировка импортных товаров.

В связи с этим участники ВЭД заинтересованы в разработке соответствующего нормативного документа, который бы однозначно определил порядок взаимодействия декларантов, таможенных органов отправления и назначения в таких случаях.  Это позволит определить единые правила игры по всей стране и ускорит организацию процесса маркировки импортных товаров.

Двойная выгода ночных смен

Значительно тормозит работу таможенных складов по маркировке и сложившаяся практика проводить такие операции исключительно во время работы ТПФК, в зоне действия которого расположен ТС, а это, как правило, режим с 8.00 до 20.00.

Учитывая рост дефицита складских площадей в Московском регионе и увеличение объёма импорта товаров, включаемых в национальную систему "Честный знак", полагаем, что возможность проведения операций по маркировке товаров на ТС в режиме "ночной смены" (с 20.00 до 8.00) могла бы сгладить пиковую загруженность ТС, оптимизировать процесс маркировки и повысить эффективность работы существующей инфраструктуры ТС в два раза. Тем более что круглосуточный режим работы ТС не противоречит действующему ТК ЕАЭС и законодательству Российской Федерации.

Конечно, Правительство РФ, Минфин и ФТС стараются урегулировать спорные вопросы законодательства. Например, Федеральным законом от 28 декабря 2024 г. N 536-ФЗ внесено много изменений в Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ в части требований к оснащению и функционированию складов временного хранения (СВХ). Но, к сожалению, проблемы законодательного регулирования работы таможенных складов пока не решены.

Несмотря на существующие трудности, владельцы таможенных складов находят решения, позволяющие улучшать бизнес-процессы и успешно справляться с растущими объемами маркировки.

 

Бондаренко К.Э.

Показать больше