Что следует знать руководителю компании, ведущей внешнеэкономическую деятельность?

Что следует знать руководителю компании, ведущей внешнеэкономическую деятельность?

Выход организации на международный рынок потребует от руководства не только профессионально организовать и настроить все протекающие внутри компании бизнес-процессы, но и работу бухгалтерии.

Ведь во время заключения международных договоров и проведения операций, связанных с импортом и экспортом, процессу учёта уделяется максимально пристальное внимание, и даже самые мельчайшие ошибки бухгалтера могут обойтись для компании очень дорого.

Именно поэтому при выходе компании на международный уровень организовывать работу бухгалтерии, а также руководить этим подразделением должен профессионал, имеющий большой практический опыт работы, а также профильное образование. Для этих целей можно привлечь как штатного, так и внештатного специалиста. И если отдать предпочтение внештатному бухгалтеру, то наиболее эффективно прибегнуть к аутсорсингу, так это будет намного безопаснее и выгоднее. Далее в этой статье мы разберёмся, какими компетенциями и знаниями должен обладать бухгалтер компании, вышедшей на международный рынок и проводящей коммерческие операции, связанные с импортом или экспортом. Также в этой статье мы расскажем, с чем придётся столкнуться бухгалтерии в процессе реализации собственных профильных функций.

ВЭД – территория особого контроля и внимания

Внешнеэкономическая коммерческая деятельность обладает особой спецификой, ведь на международном рынке очень часто добропорядочным игрокам могут легко встретиться недобросовестные потенциальные партнёры или вовсе мошенники. Именно по этой причине любая сделка, заключаемая на международном уровне, находится в повышенной группе риска. Кроме того, довольно часто различные международные финансовые операции, связанные с импортом или экспортом, выступают в качестве составляющей различных мошеннических схем, в связи с чем любые такие сделки привлекают повышенное внимание как таможенной, так и налоговой службы Российской Федерации.

Ввиду высокого риска, а также пристального внимания государственных структур, все финансовые операции российских коммерческих структур, проводимые с иностранными контрагентами, законодательно регламентируются большим количеством нормативных и правовых актов. И чем больше регламентов необходимо придерживаться компании в процессе проведения операций, связанных с экспортом или импортом, тем большее количество рисков присутствует в такой сделке. Допустить ошибку при заключении сделки, а также отражении её в налоговом учёте довольно легко, а вот платить за это организации придётся дорого.

Конечно, внешнеэкономическая деятельность коммерческих структур очень выгодна российской экономике, и поэтому организации, занимающиеся импортом или экспортом, рассчитывают на получение стимулирования. Однако даже такое преимущество может стать причиной негативных последствий, так как в процессе проведения учёта операций по импорту и экспорту бухгалтер должен учитывать стимулирование. Помимо этого, в процессе проведения учёта операций, связанных с импортом и экспортом, бухгалтер должен разбираться в особом порядке налогообложения, учитывать курсовую разницу, а также правильно оформлять специфическую бухгалтерскую отчётность.

С НДС могут возникнуть сложности

В процессе проведения учёта деятельности компаний, работающих на международном рынке, в зоне постоянного внимания бухгалтерии всегда находится НДС, связано это с тем, что в процессе проведения финансовых операций по импорту и экспорту применяются разные налоговые ставки. Так, например, компании, занимающиеся экспортом, могут проводить операции под 0% НДС, однако в случае желания могут отказаться от этого и использовать стандартную процентную ставку, равную 20%. При этом оформление подобного отказа и проведение операций по стандартной процентной ставке обладает собственными особенностями и нюансами, а также проводится по специальной процедуре.

Говоря о нулевой налоговой ставке, также необходимо отметить, что для попадания под льготное налогообложение организации потребуется подтвердить проведение коммерческой операции, связанной с экспортом. И на подтверждение данной сделки у компании, выступившей в качестве экспортёра, по действующему законодательству имеется всего 180 дней. Для подтверждения такой операции бухгалтеру требуется подготовить стандартный пакет документов, в котором должны присутствовать:

• контракт, заключенный российской коммерческой структурой с иностранным партнёром;

• СМР или экспортная таможенная декларация.

Если контракт заключен с партнёром из страны, входящей в таможенный союз, то для получения льготной процентной ставки бухгалтеру также придётся приложить к пакету документов выписку из банка, подтверждающую поступление на расчётный счет денежных средств в качестве оплаты.

НДС на сделки, связанные с импортом продукции в страну, рассчитывается по стандартной процентной ставке, равной 20%. Помимо этого, при проведении импорта компании потребуется оплатить таможенную пошлину, которая обязательно должна быть указана в бухгалтерском учёте. Довольно большое значение имеет время выплаты налога, а также таможенных пошлин, именно поэтому лучше всего выплачивать налоги и таможенные сборы до того момента, как ввозимые в страну товары попадают на проверку. Связано это с тем, что предварительная оплата налогов и таможенных сборов позволяет организации существенно уменьшить срок проведения растаможки, снизить риск длительного простоя транспорта на таможенных пунктах, а значит, минимизировать риски, связанные с возникновением упущенной прибыли.

Бухгалтеру, осуществляющему учёт компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, необходимо помнить о том, какую специфику имеет учёт НДС на ввозимые на территорию страны товары, не забывать об акцизах, а также выплате таможенных пошлин. Причём при проведении ввоза компаниями должны соблюдаться важные требования:

1. Ввозимый на территорию России товар, закупленный в других государствах, должен использоваться компанией для получения финансовой прибыли только через операции, облагаемые налогом.

2. Ввозимый импортный товар обязательно должен полностью отображаться в учётной документации.

3. Первичные документы, выступающие в качестве подтверждения ввоза на территорию России иностранных товаров, должны полностью соответствовать российским нормативным требованиям.

Существует и ещё одно очень важное условие, а именно, своевременная выплата компанией, занимающейся ввозом на территорию России импортной продукции, НДС. Однако если компания, занимающаяся ввозом такой продукции, работает по упрощённой системе налогообложения, то тогда НДС оплачивать не стоит.

Для тех предпринимателей, кто работает по системе "Доходы минус расходы", процентная ставка НДС на ввозимые товары может быть снижена по УСН, однако для этого потребуется включить НДС в состав расходов за определённый отчётный период.

Такое страшное для многих слово "проверка"

В процессе ведения отчётности бухгалтеру компании, работающей на международном рынке, придётся систематически проводить оформление и обработку специфической документации по заключению сделок, связанных с экспортом или импортом. Также в профессиональную компетенцию бухгалтера, ведущего ВЭД, будет входить и надлежащие хранение этой документации. Так, с 2019 года российское законодательство требует сохранять документы, связанные с таможенным контролем на протяжении пяти лет, а не трёх, как это было раньше.

Что данная информация может означать для компаний, занимающихся импортом и экспортом товаров или продукции? Что практически в любой момент к ним может прийти проверка, которая потребует документацию по поставкам, выполненным 4 года назад. Нужно отметить, что изменены были и сроки проведения самих камеральных проверок. И если раньше они были не ограничены по своим срокам, то сегодня согласно нормативным актам они должны проводиться не более 90 дней. Однако в случае присутствия ряда обстоятельств срок камеральной таможенной проверки может быть увеличен до 120 дней.

Сложности, с которыми чаще всего сталкивается бухгалтер при ВЭД

Бухгалтерии коммерческой структуры, работающей с иностранными партнёрами или контрагентами, необходимо проводить учёт первичной документации, причём оформлена она должна быть сразу на двух языках. Наличие такого требования может существенно усложнить проверку документов, а также требует от специалиста не только профессиональных компетенций, но и знаний языка.

Некоторые сложности могут возникать у бухгалтера и в процессе определения себестоимости, так как она будет включать в себя не только таможенные сборы и акцизы, но и другие расходы, связанные с заключением сделки с иностранным партнёром, например оплату доставки. А наличие разницы курсов может ещё больше усложнить процесс проведения расчётов.

Если говорить о налоговом учёте, то при работе с ВЭД бухгалтеру необходимо уделять очень пристальное внимание проведению расчётов НДС, налога на прибыль, особенности включения НДС на импортную продукцию или товары, а также правильно и своевременно отображать все сопутствующие расходы в процессе выполнения регулярной отчётности.

Как снизить финансовые риски путём исключения ошибок бухгалтера?

Проводить бухгалтерское сопровождение внешнеэкономической деятельности можно несколькими различными способами. Отдавая предпочтение штатному бухгалтеру, необходимо позаботиться о том, чтобы у него была возможность получать консультационную помощь у специалистов, обладающих большим практическим опытом и высокой профессиональной компетенцией. Получение нужных консультаций можно заказать в бухгалтерских компаниях, специализирующихся на оказании помощи при ведении клиентом внешнеэкономической коммерческой деятельности. В этом случае специалист, работающий в штате вашей организации, получит возможность оперативно обращаться к профильному аутсорсеру, для того чтобы:

• получить нужные ему ответы, связанные с проверкой первичной документации;

• провести учёт импортируемых или экспортируемых товаров;

• оформить отчётную документацию для налоговых органов;

• узнать о правильности трактовки положений, присутствующих в налоговом или валютном законодательстве.

Вторым способом ведения бухгалтерского учёта и отчетности при ВЭД является привлечение специалистов, работающих на аутсорсинге. Решив воспользоваться этим путём и обратившись в профильную организацию, можно быть уверенным в том, что привлечённые специалисты правильно оформят всю необходимую документацию и своевременно подадут отчётность. Кроме того, использование аутсорсинга в некоторых случаях даже позволяет минимизировать уровень затрат, связанных с содержанием в структуре компании собственного бухгалтерского подразделения, а также избежать штрафов за ошибки или несвоевременно отправленную отчётность.

 
Top.Mail.Ru