О сложившейся практике работы Шереметьевской таможни и правовом нигилизме

Версия для печати

Несмотря на многочисленные заявления государственных чиновников в прессе о необходимости соблюдения законности и борьбе с несовершенствами правоприменения, порождающими коррупцию, российские граждане продолжают сталкиваться со случаями нарушения законодательства представителями государственной власти. Рассматриваемое в статье адвоката Сергея Юшкова дело об административном нарушении, возбужденном Шереметьевской таможней, в очередной раз подтверждает факт расхождения официальных заявлений с практикой применения мер таможенного контроля.

О сложившейся практике работы Шереметьевской таможни и правовом нигилизме

20 мая 2011 г. на I Санкт-Петербургском международном юридическом форуме Президент России Дмитрий Медведев напомнил всем, что "...несовершенство правоприменения, неуважение к суду, наконец, коррупция, по сути, являются не только некими фактами общественного сознания, но и макроэкономическими факторами, которые сдерживают рост национального благосостояния и становятся тормозом в реализации экономических решений и социальных инициатив". В этот же день в "Российской газете" опубликована статья "Стоп-сигнал в зеленой зоне" - интервью начальника таможенного поста "Аэропорт Шереметьево-пассажирский" А. Гаврикова о соблюдении гражданами таможенных правил.

Вместе с тем, правильные заявления должностных лиц государства и представителей таможни не всегда подтверждаются правильным правоприменением по конкретным делам.

Случай на таможне

В производстве Шереметьевской таможни ФТС РФ находится дело об административном правонарушении в отношении гражданки Т. по ст. 16.2. КоАП РФ (нарушение таможенных правил).

Гражданкой Т. были ввезены в сопровождаемом багаже на таможенную территорию таможенного союза личные вещи (товары для личного пользования). В процессе прохождения таможенного контроля в Шереметьевской таможне, гражданка Т., пройдя по "зеленому" коридору, не предъявила таможне какие-либо документы, на перемещаемый ею в личном сопровождаемом багаже вещи. Во время досмотра ее багажа, должностными лицами Шереметьевской таможни были выявлены товары, стоимость которых, по мнению сотрудников таможни, превысила 1500 евро. Таможня возбудила административное производство о нарушении таможенных правил.

При рассмотрении материалов дела в суде, куда обратилась гражданка Т, ее защитник заявил заместителю начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности о том, что таможенный орган, в нарушение установленного порядка осуществления таможенного контроля в отношении Т. начиная с даты пересечения Т. таможенной границы и по дату рассмотрения дела (на протяжении четырех месяцев), не установил основной факт, имеющий значение для решения вопроса о наличии или отсутствии в действиях Т. признаков административного правонарушения в форме нарушения таможенных правил, а именно - не определил в надлежащем порядке таможенную стоимость товаров, ввезенных Т.. При этом таможня произвольно и противоправно определила таможенную стоимость товаров Т. исходя из их рыночной стоимости на территории России.

Районным судом по жалобе защитника и протесту прокурора было установлено, что определение Шереметьевской таможней таможенной стоимости товаров, принадлежащих Т., на основании рыночной стоимости данных товаров на территории Российской Федерации, неправомерно. Также судом было признано недопустимым доказательством заключение эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) по этому делу.

Дело было направлено в таможню на новое рассмотрение. При новом рассмотрении ситуация повторилась. Таможней официально, в постановлении по делу Т., проигнорировано вступившее в законную силу судебное постановление Головинского районного суда г. Москвы по этому же делу, при этом негодные доказательства факта нарушения и назначенное наказание остались теми же.

Сколько должен стоить чемодан из Европы в "зеленом" коридоре

В рассматриваемом деле Т., пройдя по "зеленому" коридору, не предъявила таможне какие-либо документы на перемещаемые ею в личном сопровождаемом багаже вещи.

Поэтому таможня должна была сама определить таможенную стоимость товаров Т. на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.

Такой порядок установлен действующим с 01 июля 2010 г. Таможенным кодексом таможенного союза (ст. 361) и Соглашением "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения операций, связанных с их выпуском" от 18.06.2010 г.

Этими международными договорами прямо предусматривается ситуация, когда физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования через таможенную границу в сопровождаемом багаже, не располагает необходимыми документами и (или) сведениями о стоимости этих товаров и соответственно не имеет возможности произвести их декларирование таможенному органу в письменном виде.

Таможенный кодекс ТС и Соглашение "О порядке перемещения товаров физическими лицами…" от 18.06.2010 г. предоставляют физическому лицу, перемещающему товары для личного пользования через таможенную границу в сопровождаемом багаже, право доказать таможенную стоимость перемещаемых им товаров, но не предусматривают для него обязанности иметь сведения или помнить в момент пересечения им таможенной границы о месте приобретения им перемещаемого товара для личного пользования и фактически уплаченной за него цене, помнить в момент пересечения им таможенной границы точные количественные и весовые характеристики перемещаемых им товаров. Тем более человек не обязан иметь или помнить такие сведения при возвращении с отдыха из-за пределов Таможенного союза в силу ч. 5 ст. 37 Конституции РФ о праве на отдых.

В постановлениях по делу Т. таможня ссылается на постановление Конституционного Суда РФ 2010 г. N 15-П, но ссылается выборочно, указывая лишь, что при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу и предназначенного для личного пользования, должна использоваться таможенная стоимость данного товара, При этом в стоимость товара для указанных целей не должна включаться та часть стоимости перемещаемого товара, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и обложения таможенными платежами (по Соглашению - до 1500 евро).

Однако в указанном постановлении КС РФ содержатся и другие выводы, о которых таможня, судя по заявлениям господина А.Гаврикова в газете, знает, но применять которые подчас забывает.

Так, на заданный таможенному чину вопрос: "Люди могут везти дорогие дизайнерские вещи, купленные у кутюрье, и без всяких чеков. Как вы определяете их стоимость?", А. Гавриковым был дан правильный по закону и по сути ответ о том, что она определяется на основании имеющейся у таможенного органа ценовой информации. Далее таможенный начальник сообщил: "…вещь только появилась в Европе, а мы уже знаем, сколько она стоит.".

Вопрос здесь состоит в том, как таможня определяет эту самую таможенную стоимость товаров – по закону или по таможенному обыкновению.

Если по закону, то КС РФ в указанном постановлении N 15-П разъяснил, что критерием оценки вреда при недекларировании ввозимых товаров выступает их таможенная стоимость, рассчитываемая исходя из цены, фактически уплаченной или подлежавшей уплате при их приобретении декларантом за пределами Российской Федерации.

Проще говоря, привезенная гражданином из Европы вещь должна оцениваться таможней по ценам Европы, а не по ценам России, и тем более не по ценам Москвы. Однако практика правоприменения норм таможенного законодательства говорит о том, что такой правильный и известный таможне порядок расчета таможенной стоимости, наверное, не совсем удобен или хлопотен.

Таможенное обыкновение, или что не гарантирует знание таможенных правил

У таможни свой правоприменительный подход (таможенное обыкновение), согласно которому стоимость изъятых у Т. вещей было поручено определить таможенному эксперту ЦЭКТУ, причем по их рыночной стоимости на территории Российской Федерации.

Экспертом были произведены товароведческие исследование и описание представленных на экспертизу товаров, определены их количество, рыночная стоимость (цена) в г. Москве в произвольно выбранных "скромных" магазинах города Москвы: бутике "CHANEL" (Столешников пер. д.16/18), в ЦУМе (ул. Петровка, д. 2\2), в ГУМе (Красная площадь, 3), а также в бутике "DOLCE & GABBANA" (Кутузовский проспект, д.31).

На основании заключения эксперта таможенный инспектор определил таможенную стоимость товаров вычитанием из их рыночной цены в России (Москве) сумм НДС и таможенной пошлины, и, увидев превышение над 1500 евро, возбудил производство по административному правонарушению о нарушении таможенных правил – недекларировании товаров.

В определении о возбуждении производства по делу, таможенный инспектор счел нужным привести собственное "авторское" изложение ст. 15 Конституции Российской Федерации, указав что: "любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение."

Вызвать должностных лиц таможни и ЦЭКТУ для дачи объяснений по вопросу обоснованности такого отличающегося от должного порядка определения таможенной стоимости зам. начальника таможни не счел нужным.

В настоящее время это дело по жалобе защитника находится на изучении в надзорной инстанции Мосгорсуда.

Возвращаясь к тезису газетной статьи в "Российской газете", опубликовавшей интервью начальника таможенного поста "Аэропорт Шереметьево -пассажирский" А. Гаврикова, согласно которому - "Таможенные правила надо знать, чтобы не испортить себе заграничный отпуск", приходится с сожалением признать, что на практике знание таможенных правил совершенно ничего не гарантирует, Поэтому расслабленным отпуском российским туристам, следующим на землю нашего Отечества по "зеленому коридору" Шереметьевской таможни, нужно быть готовым к встрече с "необезличенным" и творчески настроенным таможенным инспектором.

В заключение отметим следующее. Вряд ли можно сказать, что будущее всей России зависит от работы Шереметьевской таможни. Однако, в том, что подобные факты формируют негативное мнение достаточно широкого круга граждан России о работе государственных органов в целом, и о единообразии и беспристрастности применяемых к ним мер таможенного контроля в частности, сомневаться не приходится.

<--source-->Юшков С.В.

<--source-->адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

<--source-->TKS.RU - все о таможне

Юшков С.В.

Показать больше