Уже более года прошло с момента смены власти в Украине и вряд ли кто-то станет спорить, что внешнеполитический курс этого государства изменился. Самое заметное изменение - потепление отношений с РФ, что подтверждают сдвиги в вопросах, которые в течение многих лет вызывали напряжение по обе стороны российско-украинской границы (ситуация с новым договором по Черноморскому флоту тому подтверждение). Поэтому существовали ожидания, что еще одним шагом в фарватере нового (или вновь обретенного) вектора украинского государства может стать полноценное участие в одной из важнейших экономических инициатив Кремля на постсоветском пространстве – Таможенном Союзе Белоруссии, Казахстана и России. Известна и аргументация сторонников такого шага – экономики Украины и Стран ТС все еще тесно взаимосвязаны, отмена различных барьеров и ограничений, а также более глубокая интеграция могли бы помочь Таможенному союзу стать более конкурентоспособным, а странам-участницам получить еще более существенную экономическую выгоду.
Стараниями политиков, журналистов и экспертов, тема возможного участия Украины в Таможенном союзе практически постоянно присутствует в информационном поле. Может создаться впечатление, что Украина действительно находится перед выбором, (1) продолжать доводить до ума длительные и сложные переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейским Союзом, или (2) бросится в объятия ТС. Хотя если проанализировать причины, по которым звучат подобные заявления, становится понятно, что никакой интриги в данном вопросе нет.
Украина, в силу своей специфики, не может позволить себе демонстрировать однозначный выбор. Судите сами, у жителей Запада и Востока Украины взгляды на развитие страны по многим вопросам практически полярны, в первую очередь, относительно внешней политики. Поэтому представители власти стараются работать на два фронта, демонстрируя внутренней аудитории готовность развивать отношения и в западном и в восточном (или точнее северо-восточном) направлении. Такая же тактика применяется украинской властью и для внешних аудиторий, т.к. Россия и ЕС являются примерно равноценными (по объемам) покупателями украинских товаров (все же с перевесом в сторону России).
В общем, в данной ситуации есть смысл слушать украинский МИД, как источник официальной позиции, который однозначно говорит о неизменности европейского выбора. Тема же параллельного участия Украины в двух объединениях, которая иногда также поднимается, не выдерживает никакой критики. Во-первых, практически нереально привести в соответствие позиции всех сторон и разнообразные регулирующие нормы, во-вторых, на сей счет однозначно и не раз высказались ключевые фигуры переговоров с европейской стороны.
Да и вообще, дело не столько в заявлениях, сколько в том, чем оправдан выбор именно соглашения с ЕС для Украины. Наверняка наибольший бонус, который планирует получить страна от соглашения с ЕС – обрести стабильный рынок сбыта для своей сельскохозяйственной продукции. Являясь страной с уникальными черноземами, во многом из-за проблем со сбытом с/х продукции на внешних рынках у Украины пока не получается закрепить за собой статус сильной аграрной державы, что в свою очередь сдерживает развитие сельскохозяйственного сектора страны. Именно вопрос размера квот на данную категорию продукции для Украины является сейчас самым острым в переговорах. В этом смысле ТС никак не может рассматриваться для Украины альтернативой, так как два из трех его участников располагают собственными амбициями, т.е. являются конкурентами Украины на мировом аграрном рынке.
В общем, с большой долей вероятности можно утверждать, что подписание соглашения о Зоне свободной торговли между Украиной и ЕС действительно лишь вопрос времени.
Сулит ли это осложнениями между странами ТС и Украины? Очевидно да, что и подтверждает все более жесткий тон комментариев ситуации с российской стороны.
Это легко объяснимо, так как странам ТС предстоит решать непростой вопрос: как сдерживать доступ украинских товаров, которые произведены с использованием беспошлинных материалов и комплектующих европейского происхождения. Усложняют решение этого вопроса согласованные договора по ВТО, которые могут не позволить использовать самый простой и логичный метод регулирования - введение пошлин или квот. Конечно, в арсенале остаются другие методы сдерживания, например усложнения процедур сертификации, прохождения санитарного контроля. При необходимости будут подключатся традиционные методы влияния – газовые вопросы, делимитация границы и т.д.
Так что, несмотря на кажущуюся выгодность позиции, Украине предстоит решать непростую задачу - как сохранить, и отношения, и объемы торговли со странами ТС. Ведь некоторые товары, которые сейчас импортируются в основном в страны ТС (например, продукция машиностроения, транспортные средства и т.д.) переориентировать на ЕС не удастся, на европейском рынке они будут неконкурентоспособными.
И вот как раз в том, удастся ли Украине, дрейфуя в сторону ЕС, сохранять (а желательно и увеличивать) товарооборот со странами Таможенного союза, и содержится главная интрига в треугольнике Таможенный Союз-Украина-Зона свободной торговли.
<--source-->Михаил КОЗЛОВ
<--source-->международный холдинг AsstrA AG
Козлов М.В.