Устойчивый ритейл в неустойчивых условиях

Устойчивый ритейл в неустойчивых условиях

Под таким названием было представлено исследование Национального Рейтингового Агентства (НРА) в рамках Круглого стола, прошедшего в Москве 22 апреля, где представители крупного ритейла, торговых сетей и производителей обсуждали взаимодействие по построению устойчивых цепочек поставок, а также делились практическим опытом в достижении Целей устойчивого развития. Мероприятие было организовано ESG-медиа совместно с НРА.

Исследование прокомментировал управляющий директор по проектам развития НРА Виктор Четвериков. Из начальных фраз выступающего стало понятно, что ритейл и торговые сети лидируют весь остальной российский бизнес по вовлечению его в устойчивость. Причем в "устойчивость" в полном понимании этого слова в терминологии Целей устойчивого развития (ESG, применительно к бизнес среде). "Ритейл, безусловно, является, на мой взгляд, той отправной точкой, у которой есть уникальное свойство: он, в отличие от других секторов, может быть на стыке двух таких явлений, как поставщики-производители и потребители", - отметил Виктор Четвериков в начале своего выступления. Таким образом, ритейл быстро реагирует на запросы потребителя, которые также сильно изменились в период пандемии в сторону осознанного потребления и, соответственно, предъявляет требования своим поставщикам и производителям продукции.

НРА как рейтинговое агентство занимается оценкой рисков и аналитикой, и важно правильно оценить, в каких секторах происходят какие риски, и с чем предстоит сталкиваться бизнесу помимо санкционного давления и торговых войн. Исследование начинается с первого раздела: "Устойчивая цепочка поставок".

Здесь, на мой взгляд, емко и конкретно разъяснена мотивация создания устойчивых цепочек поставок. Исследователи раскрывают ее как "потребность в защите бизнеса от возможных рисков путем обеспечения своевременного и гибкого реагирования на различные изменения во внешней среде".

Поэтому ритейл вынужден соответствовать ожиданиям потребителей, которые становятся все более осведомленными о глобальных экологических и социальных проблемах, при этом у ритейла есть возможность влиять на поставщиков, предъявляя жесткие требования к товарам и производственным процессам. "То есть должен быть какой-то способ решения задач, и мы должны умело управлять этими рисками, а все они лежат в аспекте ESG-тематики", - подытожил Виктор Четвериков.

"Ритейл во всем мире считается драйвером ответственного потребления и производства", - отмечается в разделе "Новые вызовы и стимулы". Несколько разделов исследования посвящено ответственным поставкам, рискам для ритейла в новых условиях и ESG рейтингам для компаний потребительского сектора. Я, в свою очередь, хотел бы кратко остановиться на разделе "Влияние изменений, вызванных пандемией, на логистику". Здесь авторы выделяют два подраздела: "Выявленные проблемы в цепочках поставок" и "Вероятные перспективные изменения в логистике":

Поскольку обсуждаемое исследование изобилует выводами и примерами и представляет лаконичный анализ проблем устойчивости в постковидный период, стоит отметить два приведенных примера деятельности наших крупнейших ритейловых компаний по оптимизации цепочки поставок и выбора поставщиков на основе их приверженности принципам устойчивого развития. Так, X5 Retail Group разработала для поставщиков рекомендации в области устойчивого развития при осуществлении коммерческих закупок основного ассортимента торговых сетей, некоммерческих закупок и производства товаров под собственными торговыми марками. Также Компания Магнит разработала политику в области обеспечения ответственной цепочки поставок. Основная цель заключается в определении стандартов в области ответственной цепочки поставок, а также требований, которые предъявляет Компания поставщикам продукции.

Все это делается не с целью усложнить жизнь поставщикам товаров и услуг, а наоборот, чтобы сделать бизнес более прозрачным и прогнозируемым, а также максимально снизить риски. И что, пожалуй, самое главное, чтобы полностью соответствовать возрастающим требованиям конечного заказчика, то есть нас с Вами - покупателей и пользователей. В подтверждение этого в своем выступлении директор по устойчивому развитию X5 Retail Group Яна Синесью подробно рассказала именно о том, как и для чего велась такая работа по разработке рекомендаций в области устойчивого развития для поставщиков. Задача решалась совместно с различными группами поставщиков: "Со всеми участниками цепочки создания стоимости", - как отметила Яна. В так называемых "больших слушаниях" по окончательному принятию рекомендаций приняли участие более 100 человек, начиная от производителей и заканчивая представителями бизнес-объединений.

Анна Боброва, бизнес-партнер по устойчивому развитию IKEA в России подчеркнула, что "работа по вовлечению покупателей в экоактивность является для IKEA частью стратегии устойчивого развития, и компания объявила 2021 год - годом устойчивого развития". Анна Боброва поделилась многочисленными кейсами по улучшению экологического следа и тем фактом, что IKEA создала специальное мобильное приложение, позволяющее всем желающим разобраться, что такое "экологичная жизнь" и принять активное участие в улучшении жизни на планете.

Возвращаясь к теме устойчивых цепочек поставок, стоит вспомнить пример, который привела Ирина Жукова, директор по устойчивому развитию и корпоративным программам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России. Говоря о заботе крупных международных компаний о будущем своих поставщиков, эксперт привела пример работы "Филип Моррис Интернэшнл":

- Мы ведем свой бизнес только с теми поставщиками, которые разделяют наши стандарты законности и добросовестности и привержены принципам устойчивого развития. Ежегодно мы проводим оценку деятельности поставщиков, и, помимо экономических характеристик, оцениваем деятельность в области качества, экологии и охраны труда. Мы также строим наши отношения на основе партнёрства, поэтому, если возникает необходимость, готовы протянуть руку помощи поставщикам, которые оказались в сложной ситуации. Так мы делали в России в прошлом году, когда пришла пандемия и внесла свои коррективы в уже устоявшиеся цепочки поставок. Так наша компания делает и сейчас, организуя работу с поставщиками табака в других странах, помогая им найти возможности выращивать другие культуры. Это важно для нас, так как, в случае если мы будем закупать меньше табака, наши сегодняшние поставщики уже будут встроены в другие цепочки поставок, и их бизнес будет продолжаться".

В качестве финальной мысли можно привести слова Екатерины Лужных, менеджера по устойчивому развитию и взаимодействию с местными сообществами Компания Coca-Cola HBC Россия: "Сегодня устойчивое развитие не какой-то модный тренд или имиджевый элемент в корпоративном управлении. Это, по сути, необходимые правила игры, которые позволяют выживать бизнесу. Коронавирус подсветил актуальность устойчивого развития, и мы увидели, что те компании, которые эффективно управляют экологическими, социальными и корпоративными рисками - более финансово устойчивы в достаточно жестких условиях внешних ограничений. Мы понимаем, что устойчивое развитие, помимо социальной ценности, финансово выгодно для бизнеса как с точки зрения его публичной стоимости, так и в принципе с точки зрения самих издержек".

Видео мероприятия: https://youtu.be/HH_5vpegPtY

Всем устойчивости цепей поставок и ответственных поставщиков!

 
Top.Mail.Ru