Как торговые сети и ритейл влияют на устойчивость бизнеса поставщиков

Как торговые сети и ритейл влияют на устойчивость бизнеса поставщиков

Медиа Агентство по управлению событиями в сфере устойчивого развития ESG-медиа совместно с Национальным Рейтинговым Агентством на площадке Ленинградской областной торгово-промышленной палаты 27 мая провели круглый стол "Взаимодействие сетей и производителей в достижении ЦУР. Роль ритейла в построении устойчивых цепочек поставок". Мероприятие проходило в очном формате с прямой трансляцией в соцсети и собрала в зале ЛОТПП более 40 представителей МСП.

Видео мероприятия: https://www.youtube.com/watch?v=FD_f-ObTx94

Фокус внимания

Представляя спикеров и представителей Правительства Ленинградской области, генеральный продюсер ESG Media Марина Богомягкова в своем приветственном слове отметила важность тематики проводимого мероприятия фразой: "Повестка под знаком срочности".

Старший вице-президент ЛОТПП Ирина Панченко, приветствуя участников мероприятия, подчеркнула: "Устойчивое развитие – это развитие, направленное на достижение баланса между экономическим прогрессом, социальной ответственностью и экологической безопасностью. Уже сейчас крупные компании приветствуют партнёров, внедряющих в свою деятельность практики устойчивого развития, которые позволят человечеству сохранить мир для будущих поколений таким, каким мы его видим сейчас".

Уверенность в том, что взаимодействие торговых сетей и производителей в достижении целей устойчивого развития, а также деятельность ритейла по созданию надежной системы поставок, будут полезны и бизнесу, и потребителям выразил заместитель председателя Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Александр Варенов.

Главный специалист отдела развития потребительского рынка Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Андрей Клинков поблагодарил предпринимателей за взаимодействие с властью и развитие деятельности, способствующей улучшению качества жизни населения региона.

Нас не спросят

Месяц назад в своем выступлении в МГИМО Специальный представитель Президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс сделал акцент на том, что все прогрессивное человечество приняло решение об отказе от углеводородов. Так Европа к 2030 году, осуществляя "Большой Энергопереход" в пользу альтернативных источников энергии, заявила о снижении импорта углеводородов.

Для России это означает не просто пересмотр экспортной стратегии, а переустройство всей экономики. "Сегодня уровень экспорта углеводородов достигает почти 60%", - приводит данные Анатолий Чубайс.

К 2050 году это всё будет никому не нужно. Анатолий Чубайс акцентирует внимание на том, что вся мировая техносфера сейчас начнет меняться и десятки привычных нам направлений, отраслей, секторов начнут исчезать, а десятки других, которых сейчас не существует, начнут рождаться. Это означает, что перед страной стоит вызов: за 30 лет кардинально измениться, следуя логике устойчивого развития, не забирая ресурсы у следующих поколений. 

Для бизнеса устойчивое развитие трансформировалось в принципы ESG (англ. environmental – экологичный, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление). Уже сегодня большая часть инвесторов вкладывает деньги только в те бизнесы, которые демонстрируют свою вовлеченность в устойчивое развитие, формируя нефинансовую отчетность, тем самым максимально снижая свои риски.

Зачем Компаниям ESG

Развивая тему нефинансовой отчетности и рейтингования компаний по факторам ESG, Управляющий директор по проектам развития Национального Рейтингового Агентства Виктор Четвериков в своей презентации продемонстрировал итоги исследования, целью которого в том числе стала оценка уровня интеграции факторов ESG в деятельность российских публичных компаний. 

Если с фактором G все относительно понятно, так как в России корпоративное управление достаточно хорошо развито, то в отчетах по факторам E и S еще есть куда стремиться, а именно здесь идет речь о таким параметрах, как:

  • Требования к поставщикам, прослеживаемость цепочек поставок;
  • Логистические операции;
  • Наличие мероприятий по продвижению ответственного потребления;
  • Качество и безопасность продукции / услуг;
  • Ответственный маркетинг;
  • Ответственные поставки.

"Чем больше Вы будете раскрывать факторов, тем больше фактов того, что инвестиции в Компанию будут расти". Так, Сбербанк принял стратегию, где ставка кредитования будет меняться для компаний в зависимости от внедрения факторов ESG и уровня раскрытия нефинансовой отчетности.

Как это всё работает

Руководитель проектов в области устойчивого развития Coca Cola HBC Россия Вера Подстрелова продемонстрировала собравшимся, как созданная на предприятии "экосистема" устойчивого развития инкорпорирована в бизнес-культуру и как отражается общая ООН-овская повестка ЦУР на стратегию Компании, а также как это в итоге целиком влияет на цепочку поставок от поставщиков и дальше к ритейлу.

"Тренд ясен во всем мире, что мы действительно должны что-то менять в своем поведении, в своих привычках, своем образе жизни для того, чтобы наша планета оставалось приятным домом приятным местом для нашего с вами существования", - начала свое выступление Вера Подстрелова. Этот тренд является маятниками для общества, правительства, государств и, в том числе, для бизнеса. Большая работа проводится с нашими поставщиками для того, чтобы они соответствовали принципам ответственного сельского хозяйства.

Сегодня у Coca Cola HBC Россия 44% поставщиков соответствуют принципам ответственного сельского хозяйства (в сравнении с 2018 годом количество таких поставщиков выросло в 7 раз) и порядка 31% — это российские поставщики. 

Как крупный работодатель Компания способствует развитию занятости людей в регионах. Так мультипликационный эффект составляет показатель 8. Это означает, что одно рабочее место непосредственно в Coca Cola HBC Россия создает 8 рабочих мест в смежных отраслях.

Евгения Фалькова, Директор по корпоративным отношениям "Danon Россия" в регионе Запад начала свое выступление со слов основателя компании Антуана Рибу о том, что любой бизнес не может действовать в "социальной пустыне", и ответственность бизнеса за то, что происходит в мире, за то, что он производит, за то, как он строит свою культуру, свой бизнес в широком понимании "не заканчивается за воротами завода". На тот момент, в 1972 году, когда считалось, что основная задача бизнеса – это приносить прибыль, прозвучавшее во многом развернуло понимание сознания бизнеса. Поэтому Danon близки ЦУР ООН, и деятельность компании опирается на них. 

Сегодня в Стратегию устойчивого развития Компании включены три основных направления:

  • Регенеративное сельское хозяйство и ответственное производство;
  • Здоровый образ жизни;
  • Циклическая экономика.

Поскольку в качестве 99 % сырья молока перерабатывается молоко поставщиков Ленинградской области, эти предприятия также вовлекаются в устойчивое развитие. 

Также, проведя совместно со СКОЛКОВО исследование продовольственных потерь, "Danon Россия" выясняли, что наибольшая часть органических отходов приходится на стадию продажи и потребления до 59%. 

Именно поэтому Компания в рамках "Лиги Ноль Отходов" проводит огромную просветительскую деятельность относительно ответственного потребления продуктов питания и утилизации производственных отходов в России, инициируя новые совместные проекты по устойчивому и ответственному развитию, обучая потребителей простым принципам потребления.

Управляющая оптимизацией и развитием цепей поставок сети "ВкусВилл" Лина Абраменкова отметила, что значительные усилия Компанией вкладываются в то, чтобы бизнес-процессы получали поддержку в виде цифровизации и автоматизации в системе управления логистикой. "Мы очень стараемся делать так, чтобы минимум усилий и минимум рисков возникало в цепях поставок, потому что считаем неприемлемым перекладывать на плечи покупателя неэффективность собственных операции. Увеличение цены лишает покупателя доступного продукта: доступного для здорового питания товара на полке и доступного по цене. "Поэтому поиск локальных региональных поставщиков и местные продукты — это очень критично. Мы стараемся чтобы местные поставщики активно вовлекались в поставки. У нас есть "Карта поставщиков" - это хорошо визуализированная аналитика, которая имеет прямой импорт данных из систем управления компанией и выстроена в прямом взаимодействии с поставщиками через диалоговый софт, в котором есть практически вся информация о требованиях к ассортименту, доставке, коммерческой стороне договора поставки, к логистике и …. Через эту привязку мы видим, где имеет смысл открыть новые распределительные центры так, чтобы опираться на местного производителя", - отметила Лина Абраменкова.

Как результат, большинство мелких хозяйств, став поставщиками "ВкусВилл" выросли в более крупные бизнесы, производя полезную и свежую продукцию для покупателей.

В выступлении управляющей по корпоративным вопросам региона Север аффилированных компаний "Филипп Моррис Интернешнл" в России Елены Кияновой был приведен пример успешного сотрудничества с Правительством Ленинградской области. Как результат, удалось создать крупнейший в Европейском регионе производственный центр полного цикла. 

С 2017 года "Филипп Моррис Интернешнл" в России реализуется программа, направленная на вовлечение поставщиков в совместную работу в области устойчивого развития на основе документа "Принципы ответственного снабжения", который содержит требования в области защиты прав человека, охраны окружающей среды и деловой этики. Он применяется ко всем действующим поставщикам и включен в базовую тендерную документацию для новых поставщиков.

"Мы ведем бизнес только с теми поставщиками и производителями, которые разделяют наши стандарты законности и добросовестности, а также приверженность принципам устойчивого развития. Наша бизнес-стратегия направлена на увеличение доли российских поставщиков - представителей малого и среднего бизнеса. Уже в 2019 году доля местных поставщиков в общем объеме закупок достигла 62%.", - подчеркнула Елена Киянова.

Для повышения вовлеченности своих бизнес-партнеров в повестку Целей устойчивого развития с 2018 года в Компании начали развивать новые коммуникационные платформы. Также Елена Киянова привела практические примеры работы с деловым сообществом: "В рамках "Дней устойчивого развития" мы представляем свою стратегию в области устойчивого развития, делимся последними результатами научных исследований продукции с пониженным риском, обозначаем ожидания от бизнес-партнеров в области устойчивого развития, предлагая объединить усилия там, где это возможно. Мы также проводим "Дни инноваций" на наших фабриках, на которые приглашаем поставщиков, чтобы обменяться идеями об инновационных и высокотехнологичных бизнес-решениях и проектах с фокусом на ответственное природопользование и экономию ресурсов".

Экологический аспект при выборе ответственных поставщиков

"Зеленые возможности" раскрыла участникам в своей презентации координатор проекта Kapoosta Екатерина Лазарева через подробный разбор одного из крупнейших трендов устойчивого развития бизнеса – экологизации на всем.

Концепция ответственных закупок в системе ритейла может стать инструментом по экономическому развитию страны без ущерба для экологии и качества жизни населения. 

Введение экологических критериев способно привести к следующим положительным изменениям: 

• Снижение загрязнения поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв;

• Уменьшение количества отходов производства и потребления; 

• Ресурсосбережение за счет рационального использования ресурсов, а также использование возобновляемых ресурсов при производстве протяжении цепочки поставок.

Внедрение и повсеместное использование ответственных закупок в сфере ритейла будет: 

  • стимулировать бизнеса и общество производить и потреблять экологичную продукцию;
  • развивать конкуренцию между производителями; 
  • формировать экологически безопасное поведение в обществе;
  • станет одним из действенных механизмов реализации экологической политики.

Екатерина Лазарева закончила свое выступление выводом о том, что "внедрение и повсеместное использование ответственных закупок в сфере ритейла может стать одним из действенных инструментов и механизмов при реализации экологической политики России".

 Окончание деловой части мероприятия пришлось на представителя компании, которая не просто славится своей традиционной приверженностью к устойчивому развитию, но также является драйвером этой повестки и центром активного вовлечения своих клиентов в процессы улучшения окружающей среды. Конечно же речь идет об "ИКЕА". В этом году ИКЕА объявила 2021 год "Годом Устойчивого развития". 

"У нас действует глобальная стратегия устойчивого развития и есть три основных направления этой стратегии, которые мы точно так же, как и глобально, так и локально реализуем: 

  • это здоровая экологичная жизнь дома (то, что мы делаем и предлагаем для наших покупателей, для наших посетителей, жителей города);
  • это справедливое отношение и равные возможности (здесь как раз в это направление попадает забота об обществе и работа с поставщиками);
  • это забота о климате циклическая экономика (внутренние операционные процессы)". 

Как крупная компания "ИКЕА" понимает, что оказывает влияние не только на своих сотрудников, на покупателей, на жителей городов, но и на всех тех, кто тесно сотрудничает с Компанией: поставщиков, подрядчиков, субподрядчиков и так далее… "Мы делаем для поставщиков всё, чтобы они могли подготовиться и видели ориентир своей работе у нас есть документ кодекс IWAY - такой стандарт по работе с поставщиками, который постоянно дорабатывается, улучшается, дополняется". Все действующие поставщики обязаны соответствовать требованиям этого стандарта. ИКЕА проводит регулярные аудиты перед заключением договора и в рамках работы с текущими поставщиками в соответствии международным стандартом, который распространяется на все подразделения по всему миру с учетом локального законодательства страны присутствия.

Главной целью мероприятия было не просто познакомить участников с лучшими практиками устойчивого развития крупных мировых и российских компаний, но продемонстрировать, как малому и среднему бизнесу можно встраиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости, и что для это необходимо. Этот опыт имеет очень важное значение еще и потому, что ритейл и торговые сети являются драйвером устойчивого развития, потому что выстраивают устойчивые цепи поставок за счет постоянного изучения требований потребителей. Таким образом, можно говорить о формировании экосистемы устойчивого развития за счет формирования устойчивой сети поставок и устойчивой сети поставщиков. 

Всем устойчивости цепей поставок и ответственных поставщиков!

 
Top.Mail.Ru