Чтобы доставить груз из-за рубежа в Россию нужно не только найти перевозчиков, составить маршрут и оформить все необходимые документы. В первую очередь необходимо перевести денежные средства зарубежным контрагентам за товары и их транспортировку. А сделать это сейчас невероятно трудно.
Всему виной западные санкции и возникающие в связи с ними опасения множества иностранных банков принимать платежи из России. Так, этой весной расчеты усложнились даже с одним из главных торговых партнеров РФ – Китаем. Теперь число кредитных организаций в КНР, готовых продолжать работу с Россией, снизилось в разы. И поэтому переводить денежные средства в эту страну напрямую стало практически невозможно.
Стоит отметить, что китайским банкам неважно, откуда именно происходит оплата. Даже если деньги идут, например, из ОАЭ или из Казахстана, китайские компании будут смотреть на конечный пункт доставки грузов и, увидев, что это РФ, могут отказать в проведении платежа.
Добавлю, что теперь невозможна отсрочка оплаты за перевозимые по железной дороге грузы. Если ранее допускалось, что платеж может поступить в КНР не сразу, а даже после пересечения товарами границы, то теперь их не отправят в Россию до тех пор, пока денежные средства не поступят в Китай.
Перечисленное выше – настоящая проблема для российского бизнеса. Импортеры столкнулись с задачей, с которой справиться самостоятельно очень трудно. При это стоит отметить, что китайские товары в России пользуются большим спросом, потребители заинтересованы в их поставках.
Поэтому за последнее время в нашу компанию, являющуюся торгово-логистическим оператором, поступает огромное количество запросов, касающихся именно возможности произвести расчеты с китайской стороной. Причем клиенты интересуются и отдельно услугой по финансовой логистике, и просят помочь с оплатой в Китай в рамках организации нами транспортировки грузов.
Отмечу, что уже к концу весны мы нашли пути решения возникших с финансовой логистикой трудностей. Проблемы удалось решить на 60-70%. Для того, чтобы произвести платеж в КНР, мы прибегаем к услугам контрагентов в других странах или иногда проводим расчеты через юридические лица компании в других государствах.
Ранее, в марте, когда китайские банки стали отказывать в приеме денежных средств из РФ, мы на себе прочувствовали, как важно быстрее справиться со сложностями. Ведь из-за них стопорились грузоперевозки. Так, объем транспортировки товаров нашей компании из Китая в начале мая значительно снизился по сравнению с апрелем. Можем оценить падение в примерно 70%.
Уже к концу мая ситуация начала исправляться. Сейчас наша компания смогла справиться с проблемами в финансовой логистике, и клиенты могут не беспокоиться за свои денежные средства – они всегда доходят до китайских контрагентов.
В целом многие компании нашли способы отправлять платежи в Китай. В связи с этим финансовый поток в эту страну значительно вырос. А это привело к тому, что расчеты теперь производятся чуть дольше. Если ранее они осуществлялись за 3-5 дней, то теперь иногда процесс занимает 7 дней. Но не думаю, что это критично, поскольку время увеличивается не всегда.
Лылык А.Ю.