Так, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни по проведению таможенной проверки и принятию оспариваемых решений в связи с тем, что декларант и его таможенный представитель в регионе деятельности Санкт-Петербургской таможни не находились, а ввоз товаров по спорным декларациям оформлен в регионе деятельности Московской областной таможни.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с Заявителем, и признали незаконными решения Санкт-Петербургской таможни.
Однако Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила указанные судебные акты и отказала обществу в удовлетворении его требований.
В числе прочего судебная коллегия указала, что из совокупного анализа норм таможенного законодательства следует, что таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо. Иных ограничений при проведении таможенных проверок таможенными органами по региональному принципу акты, составляющие право ЕАЭС и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании, не устанавливают.
Делая вывод о том, что полномочиями по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров обладает только таможенный орган в регионе первоначального декларирования товара, суды, по существу, связали реализацию контрольных полномочий с местом совершения таможенной операции (местом выпуска товара). Однако ни Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ, ни принятое в целях реализации его предписаний Положение о таможне не содержат такого рода положений. При этом из существа отношений, регулируемых таможенным законодательством, не вытекает установление строго территориального принципа при реализации контрольных полномочий, если иметь в виду, что таможенный контроль осуществляется в отношении всех товаров, ввезенных на таможенную территорию, в том числе, на основе баз данных, содержащих информацию о таможенных операциях, совершенных на различных таможнях.
Данное решение судебной коллегии фактически дает карт-бланш на проведение неограниченного количества камеральных таможенных проверок разными таможенными органами в отношении одной товарной партии.
Дело в том, что ни статья 228 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ни статья 322 Таможенного кодекса ЕАЭС не содержат нормы о предельном допустимом количестве камеральных таможенных проверок в отношении одной товарной партии.
До принятия вышеуказанного спорного решения судебной коллегии и таможенные органы, и судебная практика были едины во мнении, что камеральная таможенная проверка может проводится лишь единожды, и в случае признания ее результатов незаконными в судебном порядке, фактически, декларант был уверен, что более вопросов к этой товарной партии у таможенного органа не возникнет.
Однако теперь, даже в случае признания судом незаконным решения, вынесенного по результатам проведения камеральной таможенной проверки, таможенный орган из иного региона может вновь провести камеральную таможенную проверку в отношении той же товарной партии и принять соответствующее решение, но уже по иным основаниям (либо с иными доказательствами).
По моему мнению, указанная возможность различных таможенных органов проводить камеральные проверки создаст предпосылки для излишнего давления и повышенной бюрократизации на компании, ведущие бизнес в сфере внешнеэкономической деятельности.
Теперь, после вынесения вышеназванного спорного судебного решения, для восстановления справедливости и законности при применении такой формы таможенного контроля как камеральная таможенная проверка, необходимо обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ, для признания противоречащим Конституции РФ положений статей 228 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьи 322 Таможенного кодекса ЕАЭС в той части, в которой они позволяют разным таможенным органам проводить камеральные таможенные проверки в отношении одной товарной партии.
Мамров Ф.В.