Риски логистической отрасли и маркировка фармацевтических товаров

Версия для печати

В октябре 2019 года в России будет реализована система обязательной маркировки 12 высокозатратных нозологий – фармацевтической продукции для лечения наиболее редких заболеваний, а с 1 января 2020-го список дополнят все остальные категории лекарств. Более того, данные о них будут загружаться в информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов (СМДЛП), что позволит отследить путь товара от производителя до покупателя. Такая инициатива затронет отечественных и международных участников фармацевтического рынка.

Риски логистической отрасли и маркировка фармацевтических товаров

Соответствовать требованиям государственной системы мониторинга должны все звенья цепочки поставки лекарственных препаратов: заводы, логистические компании, дистрибьюторы, розничные магазины. Им придется изменить свои нынешние бизнес-процессы. Например, производители фармацевтической продукции вынуждены настроить свое оборудование таким образом, чтобы информация о движении товаров автоматически поступала в СМДЛП уже с момента их производства в независимости от того, находится предприятие в России или за рубежом. Безусловно, это требует больших затрат. Такие изменения особенно отразятся на конечной стоимости дешевых лекарств, так как производители должны заложить в свои бюджеты не только стартовые затраты на закупку дополнительных модулей производственного оборудования, но и расходы в размере 50 коп. с единицы товара для присвоения ей уникального кода SGTIN (каждый производитель обязан заключить контракт с ЦРПТ «Честный знак»).

Избежать существенных изменений своих бизнес-процессов смогут те производители, кто будет агрегировать различные виды индивидуальных упаковок до паллетного уровня в местах их производства. Таким образом, в процессе движения фармацевтической продукции станет намного проще отследить содержимое паллеты: ее серийный код уже будет содержать полную информацию о комплектации, включая серийные номера единиц товара (SGTIN) и уникальный код транспортной упаковки (SSCC) – коробов. В дальнейшем процессе перемещения лекарственных препаратов не потребуется осуществление дополнительных операций по их обработке (например, расформированию паллеты), что позволит снизить трудовые и финансовые затраты.

Если осуществить агрегацию на производстве невозможно, например, если оно находится за рубежом, и нет возможности технического дооснащения, то сделать это можно либо на таможенном складском терминале, либо на складе в момент приемки товара. На данный момент для импортеров не существует строгих требований, предъявляемых к наименьшему уровню агрегации при ввозе лекарственных препаратов в РФ, поэтому бизнес самостоятельно принимает решение, где проводить агрегацию, опираясь на производственные, операционные и финансовые возможности. Например, в случаях, когда поставка агрегирована до уровня паллеты, то приемка груза происходит быстро, и бизнес-процесс практически не корректируется. Если же товары агрегированы до уровня коробов, то паллету необходимо расформировать, просканировать SSCC-код каждого из коробов для создания кода паллеты и дальнейшей агрегации груза. В случае поставки неагрегированной продукции – она принимается поштучно. В результате процесс может растянуться до нескольких часов, а стоимость обработки удельной единицы товара возрасти в разы.

Многие международные компании, осуществляющие производство и маркировку лекарств за рубежом, приняли для себя решение инвестировать в техническое дооснащение и агрегировать фармацевтическую продукцию до паллетного уровня на этапе производства, чтобы на всех стадиях снизить трудоемкость обработки лекарственных препаратов на территории России и избежать значительного повышения логистических затрат.

 

Дмитрий Масальцев,

директор коммерческого департамента Itella в России

Масальцев Д.

Показать больше