Так, к примеру, 20 тонн помидоров из Узбекистана в Россию может оказаться непростой задачей. Подобно квесту, она требует соблюдения ряда условий – санитарно-гигиенических требований, температурных и скоростных режимов, а также правил безопасности.
Ограничения на ввоз овощей для ряда стран послужили на пользу предпринимателям из ближнего зарубежья. К примеру, по итогам 2016 года поставки узбекских овощей и фруктов в РФ выросли в три раза и составили 60% общего объема экспорта, причем 7% из них – свежие и охлажденные томаты. Более того, в 2017 году «Узагроэкспорт» прогнозирует увеличение экспорта овощей и фруктов в Россию еще в 1,5 раза. Сегодня Узбекистан является предметом интереса крупных розничных сетей. Причем закупки овощей и фруктов ритейлерами ведутся у зарубежных партнеров напрямую. Первой практику прямого импорта опробовала торговая сеть «Магнит». Поначалу другие представители рынка отнеслись к инициативе со скепсисом, но после переняли успешный опыт. Тем временем не все поставщики ближнего зарубежья готовы поставлять товар в соответствии с принятыми российскими стандартами и требованиями предприятий-ритейлеров. В частности, в Узбекистане увеличился спрос на сюрвейерские услуги. Причем для контроля процесса погрузки и качества поставок приглашают экспертов из России, среди местного населения специалистов нужной квалификации пока нет.
Тем временем большая дорога таит в себе массу опасностей. В странах СНГ автомобильные грузоперевозки традиционно лидируют по числу хищений. Причем, как показывает мировой опыт, сегодня предметом интереса злоумышленников являются не только бытовая техника, лекарства и другие дорогостоящие товары, но и продукты питания.
Современный рынок логистики переполнен различными предложениями по организации международных грузовых перевозок – от мелких собственников до крупных экспедиторских компаний. Следует проявлять внимательность в выборе контрагента: навести справки у партнеров и коллег, изучить книгу жалоб и предложений, прочитать отзывы и рекомендации клиентов в интернете, тщательно проверять документы и договоры, убедиться в наличии пункта о несении ответственности за сохранность груза.
Сегодня существуют различные интернет-ресурсы, которые позволяют скооперироваться грузоперевозчикам и заказчикам, а также не допустить сотрудничества с недобросовестными партнерами. Однако мошенники идут в ногу со временем и легко обходят эту систему. Более того, извлекают из этого плюсы. Они используют электронную базу перевозчиков, выкупают аккаунты, маскируются под их контакты, совершают подлог документов.
В данных обстоятельствах, особенно когда дело касается экспортно-импортных поставок и международных перевозок, не лишним будет проверить перевозчика с помощью выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). В него Федеральная налоговая служба вносит данные обо всех российских юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Важно обратить внимание на дату регистрации транспортной компании, наличие и актуальность лицензий и разрешений на грузоперевозки. Также при желании на основе информации о владельце фирмы можно отследить, значатся ли на нем другие юридические лица. Если их количество настораживает, лучше поискать другого партнера для международных перевозок.
При транспортировке скоропортящихся продуктов, таких как помидоры, любые промедления могут оказаться критичными, но и спешить нельзя – все это скажется на товарном виде продукции. Расстояние между Бухарой и Санкт-Петербургом составляет почти 4 тысячи километров, а это трое суток в пути, поэтому необходимо тщательно планировать маршрут, по возможности до минимума сократить количество остановок в пути. Во-первых, это экономия времени. Во-вторых, дополнительная гарантия безопасности груза. Частые остановки на дорогах для заправки, отдыха водителей привлекают внимание похитителей. Были случаи, когда фуры вскрывались во время обеда водителя. То есть для совершения своих противоправных действий злоумышленникам потребовалось не более получаса. Во избежание подобных ситуаций опытные перевозчики паркуют технику задней дверью вплотную к стене, что перекрывает доступ к замкам, а также в зоне видимости видеокамер на стоянках. Идеально, если перевозка будет осуществляться двумя водителями посменно. Так груз круглые сутки будет под присмотром, а возможность несанкционированного доступа к нему ограничена. Необходимо постараться снизить время пребывания груза на таможне. При проработке маршрута необходимо убедиться в отсутствии очередей в момент, когда автомобиль с грузом будет находиться в контрольно-пропускном пункте.
Каждое вскрытие автомобиля – это дополнительная возможность для хищения груза. Таможенный досмотр не исключение, поэтому в данном случае также не лишним будет присутствие сюрвейера. Прибывший на место независимый эксперт полностью проконтролирует процесс – проверит документы, целостность пломб и запорных устройств, сфотографирует содержимое фуры для сравнительного анализа, проследит за взятием проб, проведет заключительное опломбирование. Эти меры позволяют минимизировать недостачи, связанные с хищениями, обеспечивают сохранность перевозимого товара.
Как правило, для обеспечения безопасности грузовых перевозок применяют запорно-пломбировочные устройства. Однако использование одной или нескольких пломб не является гарантией защиты от несанкционированного вскрытия фур. Их просто срезают либо снимают вместе с дверью. Данное средство защиты можно сочетать с механическими замками – чем сложнее, тем лучше. Практика показывает: если похитители не добрались до груза в первые пять минут, то, скорее всего, они откажутся от своих преступных намерений из-за риска быть замеченными.
По словам водителей, сегодня участились случаи, когда товар воруют на ходу при замедлении движения автомобиля. Причем злоумышленники действуют настолько ловко, что нередко пропажа обнаруживалась только на следующей остановке или в момент прибытия транспортного средства к месту назначения. Во избежание таких ситуаций на заднюю часть фургонов устанавливается сигнализация или видеокамера. С помощью этих технических средств грузоперевозчик в режиме реального времени будет оповещен о вскрытии фургона, а записывающее устройство зафиксирует номер автомобиля злоумышленника. Тем временем следует учитывать: при перевозке овощей и фруктов электронные устройства и датчики, обеспечивающие сохранность груза, должны сочетать в себе не только защитную функцию, но и контролирующую. К примеру, регистраторы событий StopGuard не только устанавливают факт несанкционированного проникновения к грузу, но и фиксируют изменения по трем параметрам – свет, движение, температура. Таким образом можно не только установить когда и кем было совершено вскрытие, но и соблюдались ли перевозчиком условия, необходимые при транспортировке такого прихотливого груза, как помидоры. Любые нарушения легко отследить по дате и времени, что важно при ведении претензионной работы.
С каждым годом злоумышленники проявляют всю большую изобретательность в своем стремлении нажиться на чужом добре. И участникам логистического процесса нужно всегда быть на чеку, проявлять осторожность, не пренебрегать современными техническими средствами защиты, проводить своевременное обучение и инструктажи персонала.
Е. Л. Новиков, генеральный директор ООО «ТопФрейм»
Новиков Е.Л.