Когда таможня даст добро

Когда таможня даст добро

Сложившаяся геополитическая ситуация внесла существенные коррективы в работу логистических операторов. Но помимо санкций, запретов и ограничений извне российские компании столкнулись с проблемами и внутри страны.

Во взаимоотношениях логистических операторов и таможенных органов РФ возникла непростая ситуация – двоякое восприятие постановления № 312 от 09.03.2022 года "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории РФ", которое по-разному трактуют обе стороны.

Предыстория вопроса

9 марта 2022 года Правительство Российской Федерации выпустило постановления №№ 311, 312 и 313 с целью обеспечения экономической безопасности нашей страны в сфере внешнеэкономической деятельности.

Постановления содержат в своих перечнях товары, запрещенные к вывозу с территории России (№№ 311 и 313) и товары, для которых установлен разрешительный порядок вывоза (№ 312).

В постановлении № 312 приведен перечень категорий товаров, вывоз которых за пределы Российской Федерации на территории государств – членов ЕАЭС, Абхазии и Южной Осетии производится только при наличии разрешений соответствующих ведомств, а в пункте 2 данного постановления указаны исключения, на которые ограничительные меры не распространяются. В том числе "на товары, вывозимые физическими лицами для личного пользования".

Под разным углом зрения

Именно эта формулировка стала камнем преткновения между компаниями-перевозчиками и таможенными органами. Последние трактуют "товары, вывозимые физическими лицами для личного пользования" буквально – человек может перевозить такие товары только вместе с собой на одном рейсе: в чемодане, в пакете, в руках.

Так и произошло на таможенных постах в Шереметьево и Внуково, где товары для личного пользования, перевозимые экспресс-перевозчиком – компанией СДЭК в рамках постановления № 312, не приняли к отправке.

Мы, в свою очередь, трактуем "товары, вывозимые физическими лицами для личного пользования" по-другому, руководствуясь Таможенным кодексом ЕАЭС.

Так, в нем прописано, что "товары для личного пользования – это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом". (пп. 46 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС)

Способов перемещения товаров для личного пользования несколько (п. 3 ст. 256 ТК ЕАЭС):

1. в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через границу;

2. в международных почтовых отправлениях;

3. перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего границу, либо от физического лица, не пересекавшего границу.

Из этого следует, что перемещение товаров для личного пользования "иным способом" (как сказано в определении) – это, в том числе доставка таких товаров компанией-перевозчиком.

Кроме этого, вывоз товаров, подразумевает под собой совершение действий, направленных на их вывоз с территории любым способом, в том числе пересылка с помощью международных почтовых отправлений, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение границы.

Таким образом, если раскрыть формулировку исключений из постановления № 312 (пункт 2) более подробно, то получится, что "перемещение товаров для личного пользования физических лиц в адрес физического лица либо от физического лица любым способом, в том числе перевозчиком".

Что происходит при курьерской экспресс-доставке

Курьерская служба консолидирует (объединяет) множество заказов в одну партию. Отправка консолидированной партии происходит от юридического лица (общего отправителя) в адрес юридического лица (общего получателя). После прибытия в страну назначения партия расконсолидируется и осуществляется доставка до каждого конкретного получателя – адресата отправления. Для подтверждения наличия индивидуальных получателей и отправителей в партии курьерская служба прикладывает к транспортному документу грузовой манифест, в котором отражены трек-номера посылок, отправители и получатели.

Но таможня отказывается принимать манифест в качестве доказательства, руководствуясь тем, что в основном транспортном документе – авианакладной отправителем и получателем указываются все же юридические лица, что, по мнению таможенников, подразумевает обязательное предъявление разрешений на вывоз товаров.

Двоякое чтение нормы права привело к тому, что компания СДЭК постоянно сталкивается с задержками вывоза товаров своих клиентов.

Статус грузов, перемещаемых курьерскими службами

В данной ситуации необходимо обратиться к еще одному закрепленному в Таможенном кодексе ЕАЭС термину – "экспресс-груз". Он подразумевает под собой товар, перевозимый в рамках скоростной перевозки транспортом любого вида с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок в целях доставки этого товара до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного промежутка времени, за исключением товара, пересылаемого в международных почтовых отправлениях (пп. 52 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

Экспресс-грузы, которые являются товарами для личного пользования, службы курьерской доставки вправе перемещать через границу и в случае необходимости физическое лицо обязано предоставить таможенному органу объяснение назначения перемещаемого товара и целях его использования. При наличии у таможенного органа оснований принять решение о том, что товар не является товаром для личного пользования, выносится соответствующее решение по установленной форме (п. 3 ст. 188 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ).

Когда таможня даст добро

Для решения сложившейся проблемы Федеральная таможенная служба РФ должна выпустить разъяснения для таможенных органов всех уровней, что же можно и нужно считать "товарами, вывозимыми физическими лицами для личного пользования". Официальной позиции ФТС по данному вопросу нет так же, как у таможенников нет четкого понимания относительно данной формулировки. Все это приводит к появлению проблем у логистических операторов, которые сегодня и так испытывают колоссальную нагрузку.

 
Top.Mail.Ru