Апрельский сбой оказался самым серьезным за прошедшие полтора года и продемонстрировал до какой степени беззащитным оказался российский бизнес перед подобного рода хакерскими атаками. Тотальная зависимость от электронного документооборота привела к тому, что таможенники оказались не готовыми оперативно решить проблему, и перейти в "ручной режим" - в бумажный формат. Уже в первые часы после сбоя на пунктах пропуска начала заканчиваться бумага, а к вечеру перестали работать принтеры – в них закончились чернила. Как итог – на границе образовались многокилометровые очереди из фур, железнодорожных вагонов и паромов. Их не интересует… Клиентам транспортных компаний, как правило, недостаточно объективных фактов и доказательств того, что произошел форс-мажор. Им важно, чтобы груз в нужное время оказался в нужном месте. И если одно из звеньев цепочки поставок нарушило процесс, то именно это звено (в нашем случае, транспортная компания) обязано компенсировать потери. Российские клиенты еще могут как-то войти в положение, но всевозможные сбои в работе компьютерных систем, карантинные ограничения или погодные условия мало волнуют иностранцев. Более того, когда зарубежный клиент видит, что простаивают не одна компания, а фактически весь наш рынок транспортных услуг, у него складывается впечатление, что доверять российским компаниям не стоит. Каждая задержка на границе, вне зависимости – с российской стороны или на территории сопредельных стран, бьет по репутации всего рынка, так как простой ассоциируется с непрофессионализмом. Когда же по вине хакерских атак или иных причин в интернет утекают конфиденциальные данные, то уровень доверия к транспортникам падает еще ниже. Естественно, такой подход со стороны владельцев грузов отражается и на стоимости перевозок. Срок транспортировки грузов зависит, в том числе, и от того, насколько быстро таможенники разных стран оформляют документы. Если процесс налажен, как это бывает на границе с российской стороны, то скорость оформления в пять-шесть раз превышает обработку документов вручную. Именно этим объясняется повсеместное применение системы электронного учета ввозимых и вывозимых из России грузов. Дополнительные расходы Простой обходится транспортным компаниям в сумму от 5 до 40 тысяч рублей ежедневно. Учитывая, что крупные сбои в системе провоцируют пробки минимум на двое суток, а также необходимость перегрузить некоторые скоропортящиеся грузы на специальные склады, убыток может оказаться довольно чувствительным. К этим тратам и штрафам за опоздание, часто прибавляются неустойки за потерю скоропортящихся продуктов, несоблюдение режимов транспортировки так называемых сложных грузов – тех, которые требуют особых условий перевозки и транспортировки. Мало кто из российских перевозчиков готов открыто говорить о своих убытках вследствие ЧП, произошедших не по их вине. Это объяснимо, потому что можно назвать сумму в рублях, но как оценить потерю доверия со стороны заказчиков. Особенно, если речь идет об иностранном клиенте. А когда задержки происходят массово, то удар приходится по репутации всех компаний, работающих в стране. Кирилл Рассадкин, генеральный директор ООО "ЕвроТрансЭкспедиция".
Рассадкин К.