Таможенный союз: от теории к практике

Версия для печати

Идея создания таможенного союза на постсоветском пространстве лелеялась отечественными политиками с середины 90-ых, 1 января 2010 года она перешла из разряда экономических грез в современную политическую реальность. Российская Федерация, Республики Беларусь и Казахстан вступили в Таможенный союз с прицелом на скорейшее образование общеэкономического пространства. Политики стран-участниц сулят бизнесу всех уровней упрощение некоторых бизнес процессов, а покупателям - снижение цен на ряд товаров. Какие изменения ожидают Органы по сертификации и таможенные службы?

Таможенный союз: от теории к практике

Ежегодные потери российской экономики от ожидания машин на границе оцениваются в 7 - 7,5 млрд. рублей. К июлю 2011 года у трех стран появится единая таможенная граница. Все товары смогут без каких-либо простоев и пошлин свободно передвигаться от белорусско-польской до казахстанско-китайской границы. Подобные нововведения подкрепляются внедрением единого сертификата, составлением реестра органов по сертификации, а также разработкой общего перечня продукции, которая будет обращаться на таможенной территории. Остановимся подробней на основных постулатах союзного договора.

<--subtitle-->Сверхтаможня или сверхконтроль?

Ощутимая встряска ожидает национальные таможни стран-участниц. В ближайшее время станет понятно, насколько кардинальная пертурбация ожидается в данной сфере. На сегодняшний день рассматривается два основных варианта. Согласно первому концепту у Таможенного союза появится своя таможня, которая полностью поглотит местные аналоги. Сверхорган не будет подчиняться ни одному государству и получит статус наднационального. Второй вариант предполагает организацию некого регулятора, который будет контролировать работу национальных таможенных служб.

Сложно прогнозировать на каком из вариантов остановятся политики, и когда стоит ожидать их решений, тем более что главный вопрос кроется отнюдь не в формуле таможенных органов, а в принципе раздела таможенных платежей республиками-участницами.

<--subtitle-->Единый сертификат и единый реестр ОС

С 1 июля 2010 года на всей территории Таможенного союза будет введен Единый сертификат. Кто будет выдавать данный документ, и какая продукция в обязательном порядке будет нуждаться в его выдаче?

Согласно основным постулатам Таможенного союза сертификацию товаров в ближайшем будущем смогут осуществлять лишь те Органы по сертификации, которые будут внесены в Единый реестр ОС. Не смотря на то, что сегодня критерии отбора не сформированы на 100%, некоторые требовании к Органам по сертификации уже известны.

Итак, чтобы остаться на плаву ОС необходимо:

  • 1. Наличие статуса юридического лица, зарегистрированного в соответствии с национальным законодательством.
  • 2. Наличие национального аттестата аккредитации.
  • 3. Область аккредитации, распространяющаяся на сертификацию одной или нескольких групп:
    • 3.1. Товары, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательством стран-участниц.
    • 3.2. Товары, включенные в Единый перечень продукции, которая в рамках действия Таможенного союза подлежит подтверждению и выдаче единых документов.
    • 3.3. Товары, попадающие под действие технического регламента Евразийского экономического сообщества.

  • 4. Штатное наличие экспертов по направлениям, отвечающим области аккредитации ОС.

Данный перечень еще не полон, на сегодняшний день неизвестно какие именно критерии будут утверждены, а какие низложены. Понятно одно – на плаву останутся лишь крупные Органы по сертификации, зарекомендовавшие себя только с хорошей стороны.

Подобные нововведения выведут мелких и ненадежных игроков рынка. Существенным образом возрастет уровень сервиса и качество проводимых испытаний.

<--subtitle-->Под одну гребенку или общий перечень товаров

Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009г. с 15.02.2010г. в силу вступил единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и перечень продукции, нуждающейся в декларировании. В данные списки вошла продукция, для которой в странах ТС действуют идентичные требования, формы и схемы подтверждения соответствия, а так же одинаковые или равнозначные способы исследования. Таким образом, обязательная сертификация стала не актуальной для целого ряда товаров, считавшихся до этих пор традиционной целевой аудиторией сертификации. Как подобные нововведения отразились на работе Органов по сертификации, рассказывает заместитель руководителя Органа по сертификации продукции «Стратег» Гарбузова Ирина Анатольевна: "Мы ожидали эти перемены, в принципе они вполне закономерны. Конечно, нововведения несколько осложнили привычную работу. Наши специалисты провели много разъяснительных работ с заявителями, взволнованными новшествами. С целью повышения квалификации и профессионального развития сотрудники нашей компании посетили ряд семинаров во Всероссийском Научно-Исследовательском Институте Сертификации, приняли участие в международных конференциях "ТЕХРЕГУЛИРОВАНИЕ 2012", штатные эксперты прошли обучение в аккредитованном учебном центре РССП. Участие в данных мероприятиях принесло свои плоды, и уже через некоторое время работа нашей организации вошла в привычное русло".

Стоит отметить, что новые перечни продукции действуют лишь до принятия технических регламентов. После утверждения новых регламентов сертификация будет осуществляться согласно новым реалиям и правилам.

В ближайшее время участникам Таможенного союза предстоит заключение отдельных договоров по каждой товарной позиции. Решения о внесении в единый реестр той или иной продукции будет приниматься интеграционным комитетом Таможенного союза.

<--subtitle-->Техрегламент - точка отсчета

Основной проблемой внедрения принципов Таможенного союза является существенные различия в законодательствах стран-участниц в области технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия. "Чтобы обеспечить беспрепятственное обращение продукции на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства, надо, чтобы требования к этой продукции были одинаковы во всех трех странах", - пояснил заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Евгений Петросян. Более того, во всех трех странах должны быть выработаны идентичные правила госконтроля и надзора за продукцией, а так же установлена единая степень ответственности за нарушения данных требований.

Для нормального функционирования Таможенного союза и последующего образования на его территории Единого экономического пространства нужны не только национальные, но и единые технические регламенты. Их разработка осуществляется в рамках Евразийского экономического сообщества. Согласно плану, 48 технических регламентов должны быть разработаны до 2012 года. При этом 34 из них вступят в силу уже в 2010 году. Каждый регламент закреплен за одной из стран – участниц.

Скептики утверждают, что первые дни работы трехсторонней комиссии из российских, белорусских и казахстанских специалистов наглядно показали, что стопроцентной гармонизации достичь не удастся. Оптимисты настаивают, что полная идентичность в техрегламенте и вовсе не нужна; а для достижения необходимого соответствия есть все предпосылки. К примеру, национальные стандарты Республике Беларусь, фактически аналогичны российским национальным стандартам, поэтому их гармонизация требует минимальных усилий. Что касается законодательной базы республики Казахстан, то страны-участницы готовы утвердить некоторые из них на территории ТС. Так согласно постановлению российского правительства, начиная с 12 марта 2010г. 13 техрегламентов Казахстана успешно применяются в РФ.

Резюмируя, хотелось отметить, что таможенный и сертификационный рынок в ближайшие три года ожидает капитальная модернизация. Основной «удар» ожидается к середине 2010 года. Не менее насыщен событиями будет и 2012 год. А вот в 2011, аналитики называют временем «осознания и практического применения». Для некоторых игроков рынка нововведения означают конец профессиональной деятельности, для других новые возможности для роста и развития. В целом для страны Таможенный союз обещает обернуться много миллиардными доходами и формированием принципиально новой современной системы сертификации.

<--source-->Руководитель органа по сертификации продукции

<--source-->в системе ГОСТ Р ООО «СТРАТЕГ»

<--source-->Сгадов Дмитрий Сергеевич

<--source-->E-mail: pr@strateg.su

<--source-->www.strateg.su

Сгадов Д.С.

Показать больше