Новый технический регламент о безопасности продукции машиностроения: нас решили запутать

25 сентября 2010 г. вступил в силу "Технический регламент о безопасности машин и оборудования", утвержденный Постановлением Правительства РФ № 753 от 15 сентября 2009 г. Принятый документ определил минимальные требования к безопасности машин и оборудования, как промышленного, так и бытового назначения, при проектировании, изготовлении, эксплуатации, хранении, транспортировке, реализации и утилизации

Установленные в регламенте требования предусматривают обеспечение следующих видов безопасности с учетом степени риска причинения вреда: биологической, механической, пожарной, термической, химической, электрической, безопасности от излучений, взрывобезопасности.

В Приложении к данному регламенту указан подробный перечень машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации и декларированию. Для проверки наличия данного товара в Перечне достаточно найти в данном документе наименование продукции и код ТНВЭД (товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности.).

Вступивший в силу технический регламент не распространяется на следующие виды машин и оборудования:

• машины и оборудование, связанные с обеспечением целостности и устойчивости функционирования единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра;

• машины и оборудование, применяемые в медицинских целях и используемые в прямом контакте с пациентом;

• оборудование для атомной энергетики в части, не противоречащей требованиям по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;

• автотранспортные средства;

• морские, речные транспортные средства (суда и плавучие средства, буровые платформы) и используемые на них машины и оборудование;

• летательные и космические аппараты;

• железнодорожный подвижной состав и технические средства, специально сконструированные для применения на железнодорожном транспорте;

• аттракционы;

• вооружение и военная техника.

По перечисленным категориям будут приняты отдельные документы, определяющие нормы безопасности.

Со дня вступления в силу настоящего технического регламента обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении машин и оборудования, впервые выпускаемых в обращение на территории РФ - ввозимые и бывшие в эксплуатации машины и оборудование не нуждаются в обязательной сертификации (ст.38 ТР).

Выданные до вступления в силу технического регламента декларации о соответствии и сертификаты соответствия на производимые и не введенные в эксплуатацию машины и (или) оборудование действуют до окончания срока, установленного в них.

Чего ждали?

Представители бизнеса долго ждали этого регламента, предполагая, что все обязательные требования будут прописаны в одном документе, что введут аналогичную международным документам единую форму контроля при выпуске продукции из производства и, следовательно, больше не придется обращаться в несколько органов по сертификации и собирать многочисленные документы, чтобы доказать безопасность продукции.

Но вместо консолидированного и понятного документа мы увидели некорректный тех. регламент, который не только не оправдал ожиданий большинства, но и добавил новых трудностей.

Что получили?

Прежде всего, значительно увеличился список машиностроительной продукции, подлежащей обязательной сертификации: + 110 видов.

Во-вторых, так и осталась дублирующая система государственного регулирования продукции машиностроения, т.е. отдельно прописаны требования к продукции и отдельно осуществляется контроль их исполнения.

Кроме того, в утвержденном техническом регламенте отсутствует 9 схема сертификации. Таким образом, оформление соответствующих сертификатов теперь требует проведения испытаний, что, с одной стороны, хорошо, а с другой - значительно замедляет процесс выпуска документов.

Еще одной особенностью вступившего регламента стало отсутствие конкретных требований к характеристикам продукции, а регламент, как правило, содержит указание на необходимость обеспечения безопасности.

В итоге, несмотря на гармонизацию данного регламента с европейскими нормативно-правовыми документами в сфере технического регулирования и стремление повысить качество и безопасность машин и оборудования на всех стадиях их жизненного цикла, процесс подтверждения соответствия проще не стал. Ясно одно: при всей имеющейся путанице неизменными остались ГОСТы из Перечня документов в области стандартизации, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а это означает, что как мы ни пытались от них уйти, альтернативы на данный момент так и не нашлось.

 

Материалы партнёров

Новый технический регламент о безопасности продукции машиностроения: нас решили запутать

Не пропустите

Top.Mail.Ru
;