"The prohibitions in paragraphs 1 and 2 shall not apply to the execution until 10 July 2022 of contracts concluded before 9 April 2022, or ancillary contracts necessary for the execution of such contracts".
В этом же документе приводится статья 3i о товарах, вывозимых из России в ЕС, и статья 3k – о ввозимых в Россию иностранных товарах.
Статья 3i: "Запрещается покупать, импортировать или передавать, прямо или косвенно, товары, которые приносят значительные доходы России, тем самым позволяя ее действиям по дестабилизации ситуации в Украине, как указано в Приложении XXI, в Европейский союз, если они происходят из России или вывезены из России."
Статья 3к: "Запрещается продавать, поставлять, передавать или экспортировать, прямо или косвенно, товары, которые могут способствовать, в частности, укреплению российских промышленных мощностей, перечисленных в Приложении XXIII, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России. или для использования в России."
Номенклатура товаров, подпадающих под запрет, достаточно обширна. Например, в список на запрет по вывозу из России в ЕС включена вся 44 группа товарной номенклатуры. Общее количество исключений насчитывает несколько десятков групп.
Также "запрещается сознательно и преднамеренно участвовать в деятельности, целью или результатом которой является обход запретов настоящего Регламента".
К настоящему времени в сфере ВЭД сложилась достаточная непростая ситуация, обусловленная, прежде всего, ломкой сложившихся логистических маршрутов. Ситуация кардинально начала меняться с постепенным осознанием всё большего количества неразрешимых или трудно разрешимых проблем по мере попыток большинства компаний, так сказать, "обойти" наложенные санкции путем использования технических посредников, перецепок/перегрузок, иных, третьих стран, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Многие из этих попыток теперь уже не кажутся такими оптимистичными.
Так в чем на самом деле заключаются проблемы?
Первое. Европейцами и представителями других государств были подготовлены действительно серьезные и проработанные документы по вводимым санкциям.
Второе. Трудности при работе с иностранными компаниями могут возникать не из-за того, что они не хотят работать с Россией, а из-за того, что они этого не могут делать в силу давления со стороны общественных и государственных институтов по месту нахождения головной компании. Так называемое понятие "cancel culture".
Третье. Возможно заблуждение, если санкции европейские, либо американские, значит, сложности возможны только при работе по товарам и с организациями только из этих стран. Но не всё так однозначно.
В силу глобального характера экономики, а также определенных политических ситуаций, отдельные государства не европейского и американского континентов, в той или иной форме могут:
- открыто поддерживать данные санкции (Швейцария, Япония, Южная Корея, Великобритания);
- поддерживать санкции исходя из своих национальных интересов (Турция, Казахстан);
- постарались занять нейтральную позицию (Китай, Индия);
- не поддержать санкции (Венесуэла, Сирия).
Какой из этого следует вывод для российского потребителя и российского участника ВЭД?
Вывод на самом деле не один, а несколько:
Глубина.
Стратегия деятельности на рынке ВЭД (экспедитора, таможенного представителя, декларанта, российского грузополучателя/грузоотправителя) должна строиться исходя только из рассмотрения каждой конкретной задачи:
- поиск новых рынков сбыта/поставки из "дружественных" стран;
- поиск новых альтернативных маршрутов перевозки (открытие новых дорог, пунктов пропусков);
- детальная проработка с профессиональными логистами всей цепочки поставки на основе реальных, а не теоретических, умозрительных оценок, исходящих от кого бы то ни было. И это самый важный момент: уверяю, никто Вам не даст сейчас 100%-ой уверенности, даже после заключения внешнеторгового контракта, в том, что в какой-то момент платеж не будет заблокирован, товар не запретят к вывозу/ввозу иностранные таможенные службы и т.д.
Тишина.
С учетом турбулентности рынка ВЭД, резкого сжатия, или даже схлопывания рынка транспортных, финансовых услуг, у Вас не должна создаваться иллюзия, что всё хорошо или всё плохо.
Да, сейчас очень много предварительных расчетов идут "в корзину", стоимость услуг перевозчиков, экспедиторов, декларантов варьируется в необоснованно широком диапазоне. Но при этом на рынке всегда есть участники, которые исповедуют известный принцип - "деньги любят тишину". И это по-настоящему могут быть локомотивы успеха, в том числе и Вашего. Как их найти? Здесь нет универсального рецепта. Кто-то узнает о таких посредниках через своих знакомых, кто-то получает информацию непосредственно от своих зарубежных партнеров.
Быстро меняющаяся информация.
Количество информации, поступающей в единицу времени, растет гораздо быстрее, чем мы можем ее переварить и осознать. Добавьте к этому значительный процент откровенно некорректной и неактуальной информации – и мы уже не так уверены в том, что мы получим или отправим наш товар в заданные сроки и по заранее согласованной стоимости.
Как на это реагировать? Прежде всего, работайте с профессиональными участниками рынка, которые не только участвуют в проработке новых маршрутов, но и могут оказать содействие в предоставлении услуг на территории Российской Федерации: экспедирования, размещения на таможенном складе, таможенного декларирования, урегулирования вопросов с государственными органами*.
Полезная информация из сферы ВЭД по адресу: https://digitalcustoms.ru
Шкленский С.В.