Для начинающих предпринимателей отмечу, что "Честный ЗНАК" является национальной системой маркировки товаров, которая позволяет отслеживать перемещение продукции и проверять её качество. В систему попадает вся информация о перемещении товара: от его ввоза в Россию до продажи его конечному потребителю. Без маркировки товар невозможно задекларировать и пройти таможенный контроль, принять к учету и продать.
Согласно действующему законодательству, участники оборота наносят коды Data Matrix на товары и передают сведения о них в "Честный знак". Внедрение системы обязательной маркировки одежды позволяет поставщикам гарантировать подлинность товаров, а потребителям — быть уверенными в их качестве, у правоохранительных органов появляется возможность проследить весь путь каждой товарной позиции. Любые нарушения сразу отслеживаются, после чего ими занимаются надзорные органы, а подделки просто не смогут попасть в оборот.
Какую одежду можно продавать без маркировки?
Не регистрировать в "Честном знаке" можно одежду из тех, категорий, обязательная маркировка на которые вводится с 1 марта 2025 года. Это детская одежда до роста 86 см, варежки и перчатки, головные уборы, футболки, чулочно-носочные изделия, плавательные костюмы и нижнее белье.
Также без Data Matrix кодов можно реализовывать одежду вторично. Это касается продажи товаров в секонд-хендах и комиссионных магазинах. Не требуют регистрации в системе и изделия, изготавливаемые ремесленными предприятиями и на заказ. При этом они не должны поступать в открытую продажу массовому потребителю.
Какие штрафы предусмотрены за отсутствие маркировки одежды?
Товар необходимо промаркировать до прохождения таможенного контроля и выпуска груза. В противном случае у таможни возникнет основание для оформления дела об административном нарушении, что приведёт к наложению штрафа. Кроме того, процесс таможенной проверки может затянуться на несколько дней, и к штрафу добавится значительная сумма за хранение груза на складе временного хранения.
Отсутствие Data Matrix на одежде наказывается так же, как и остальные товарные категории, за исключением табака, никотиносодержащей продукции, пива и слабоалкогольных напитков. Для должностных лиц предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией товара, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией товара. За преступления в особо крупных размерах и в случае сговора предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы до 5 лет и штрафом до 1 миллиона рублей.
В случае оборота товара с поддельными кодами можно получить до 6 лет лишения свободы, штраф до 1 миллиона рублей или лишение дохода до 5 лет. За предоставление неполных или неверных сведений в систему, а также несвоевременное предоставление данных штраф варьируется от 1 до 100 тысяч рублей
Контроль за маркировкой, в том числе одежды, осуществляет Роспотребнадзор. Он проводит как плановые проверки в организациях, торгующих товарами, подлежащими маркировке, так и внеплановые — по обращениям граждан. В приложении "Честного Знака" пользователи могут заявить о проблеме с кодами Data Matrix или об их отсутствии.
Что содержит маркировка "Честный Знак"
Как правило, на оборотную сторону этикетки приклеивается наклейка, на которой находится код DataMatrix и цифровая расшифровка кода: GTIN, индивидуальный серийный номер. Также на наклейке есть логотип "Честного Знака" и официальный сайт системы. Иногда на наклейке есть только DataMatrix, этого тоже достаточно. Разрешено наносить код и на само изделие, ярлык, этикетку или упаковку.
Код наносят на потребительскую упаковку, этикетку или ярлык. Считывается Data Matrix код 2D-сканером и телефоном. Власти по коду могут отследить, кто и когда импортировал его в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится, а любой потребитель может узнать данные о товаре в приложении "Честный знак".
Советы импортерам по работе с маркировкой
Прежде всего, перед тем, как взяться за маркировку товара, следует внимательно изучить законодательные положения и инструкции "Честного Знака", так как в системе придется работать с документацией, требующей знание "матчасти" и пристальной внимательности.
Можно выделить три основные проблемы, с которыми сталкиваются участники оборота товара. Во-первых, это отсутствие, утеря или повреждение кода на товаре. Если маркировка утеряна при хранении, магазин обязан заказать новую этикетку у производителя. Это же требование распространяется и на возврат продукции. Во-вторых, продукция может быть промаркирована не по стандарту. Плохое качество печати и другие нарушения мешают распознаванию кода. В этом случае участнику оборота товара придется отправлять новые коды в место, где "завис" товар. И в-третьих, коды на балансе магазина могут не совпадать с кодами товаров, которые есть в наличии. Это расхождение тоже придется решать совместные усилиями производителя и продавца. Однако если все делать оперативно и по инструкции, то проблем возникнуть не должно.
Если производство находится за границей, для получения кода предпринимателю важно запросить его из России и передать на фабрику, где на каждую единицу товара нанесут персональный штрих-код. Затем их объединяют в группы и наносят на короба или паллеты (код SSCC). Вместе с данными о загрузе товара таможенному контролю импортер предоставляет и индивидуальный, и агрегированный коды, указывая их впоследствии в таможенной декларации. Впрочем, для малых партий такой способ будет не актуален, зарубежные производства могут отказаться тратить дополнительное время на маркировку.
Для преобразования данных в этикетку предпринимателю необходимо не только распечатать на специальном принтере информацию, но и обучить персонал, организовать систему контроля и даже закупить ПО для каждой фабрики. Поэтому такие заказчики используют иностранные консолидированные склады или удлиняют логистическое плечо и маркируют товары на складах Прибалтики или Западной Европы.
Если груз уже прибыл на территорию России, промаркировать его можно только на таможенном складе. Для того, чтобы это сделать предпринимателю важно заявить процедуру таможенного транзита, привезти товар на склад, заявить процедуру таможенного склада, промаркировать товар и заявить процедуру выпуска для внутреннего потребления. Однако такая услуга есть далеко не во всех таможенных пунктах пропуска, поэтому информацию о возможности маркировки важно уточнять заранее.
Понимая возможные сложности бизнес все больше обращается к услугам на аутсорс. Сегодня такой подход достаточно распространен в отрасли. Вне зависимости от того, обращается ли предприниматель к таможенным представителям или нет, он должен заранее подготовиться к необходимости маркировки товара, предусмотрев финансовые издержки. В таком случае избежать временных лагов и нарушений возможно.
Школьный Е.