Новый Таможенный Кодекс ЕАЭС

Версия для печати

01 января 2018 года произошло поистине эпохальное событие – вступил в силу новый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Правовая основа для его введения заложена в самом договоре о создании ЕАЭС, подписанном 29 мая 2014 г. в Астане, Казахстан. Статья 32, посвященная собственно таможенным вопросам, гласит: «в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза»

Новый Таможенный Кодекс ЕАЭС

Проект Таможенного кодекса ЕАЭС был готов еще в конце 2014 г. Его разработчиком стали Евразийская экономическая комиссия, а также национальные правительства, представители бизнеса и экспертного сообщества. Однако согласование оказалось делом гораздо более длительным, чем разработка и потребовал почти 3 года. В процессе согласования ЕЭК получила более 1,5 тысяч замечаний со стороны участников «интеграционной тройки» – России, Белоруссии и Казахстана. Позднее к обсуждению документа присоединились Армения и Киргизия, ставшие участниками ЕАЭС в 2015 г. В итоге проект кодекса претерпел заметные изменения разного уровня. Например, в проекте нового Таможенного Кодекса содержалось предложение отмены «принципа резидентства», то есть предлагалась возможность выпуска товара в любом государстве союза, независимо от национальной принадлежности компании-участника ВЭД. Однако против этого выступил Казахстан, опасавшийся перетекания национального бизнеса в Россию.

Окончательно согласовать Таможенный кодекс удалось только в ноябре 2016 года на заседании Межправительственного совета ЕАЭС. Дата вступления в силу переносилась с 01 января 2017 сначала на 01 июля 2017 года, а затем и на 01 января 2018 года – Беларусь уклонилась от подписания документа на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Таким образом, после многочисленных и разнообразных перепитий только в начале текущего года мы получили документ, который отныне регулирует таможенные правила и касается всех предприятий, участвующих во внешнеэкономической деятельности.

Таможенный кодекс ЕАЭС носит инновационный характер, он значительным образом упрощает и ускоряет проведение таможенных операций, что позволяет сегодня уже не сомневаться в росте объемов торговли в ЕАЭС, а передача большей части таможенных полномочий на союзный уровень будет способствовать дальнейшему углублению евразийской интеграции и ее качественному развитию.

Сегодня мы уже можем подвести промежуточные итоги внедрения Таможенного Кодекса ЕАЭС. Основные и принципиальные изменения, которые принес с собой новый ТК, можно объединить в три пункта:

1. Приоритет электронных технологий
2. Отказ от обязательного предоставления в таможенный орган подтверждающих документов
3. Автоматический выпуск товаров в свободное обращение.

Итак, главное нововведение кодекса – существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид с тем, чтобы исключить воздействие человеческого фактора и таким образом, выбить почву из-под коррупции, ведь она живет и процветает там, где у человека, чиновника или госслужащего, есть зона принятия решения, то есть на усмотрение принимающего решение человека назначается тот или иной итог процедуры и сама процедура осуществляется должностным лицом. В новом кодексе электронные технологии охватывают весь процесс таможенного оформления – от поступления товара на территорию ЕАЭС до его выпуска на рынок для свободного потребления, то есть продажи. Основные таможенные процедуры должны осуществляться в электронном виде, а бумажные документы только дублируют их.

В ранее действовавшем Таможенном кодексе ТС декларирование регламентировалось в электронной и бумажной форме, теперь установлен приоритет электронной формы оформления, однако, письменная форма может быть
использована:

в отношении товаров для личного пользования;
в случае неисправности используемых таможенными органами информационных систем;
при использовании в качестве таможенной декларации транспортных, коммерческих или иных документов, оформленных в бумажной форме.

Второй важный пункт – минимизирование обязанностей декларанта по предоставлению документов. Ранее и ныне в момент регистрации ДТ предоставлялись все коммерческие, таможенные, транспортные документы, на основании которых заполнялась ДТ. В новом кодексе прописан порядок, согласно которому в таможенный орган подается только заполненная ДТ, все относящиеся к поставке документы могут быть затребованы таможенным органом и должны быть предоставлены по запросу, не позднее 4 час после регистрации ДТ. Как на практике? Сегодня по-прежнему к ДТ прикладываются все товаросопроводительные документы, не готовы пока на территории всей страны сотрудники таможенных органов отказаться от прежних правил, то есть в связи с тем, что затребование документов происходит практически в 100% случаев, то и декларанты сразу прикладывают документы, чтобы избежать задержки. Но есть уже заявления руководства ФТC о том, что скорейшая реализация порядка, изложенного в новом кодексе, является приоритетной задачей, и, значит, в ближайшие месяцы стоит ожидать практической реализации этого важного нового правила. Ведь выполнение этого условия станет залогом исполнения другого новшества – максимальное время выпуска товаров в свободное обращение по новому кодексу составляет 4 часа, прежде 1 день отводился на этот процесс.

Третий пункт – новым кодексом предусмотрена возможность совершения таможенных операций, связанных не только с регистрацией декларации на товары, но, и выпуском товаров в свободное обращение или иные статусы, согласно выбранному и заявленному таможенному режиму, не руками должностных лиц, а исключительно автоматическими информационными системами таможенных органов. Если система контроля обнаружила ошибки, несоответствие заявленных сведений в разных документах, возникли вопросы как по коду ТН ВЭД товара, так и по исчислению таможенной стоимости – система отправит запрос декларанту. Но если отклонений нет – автоматический выпуск товаров, добро пожаловать! На сегодня вся страна не может похвалиться таким чудом, эксперимент под названием «Электронная таможня» запущен весной 2018 года в трех таможенных управлениях России, на Таможенном Форуме в конце октября ФТC презентует итоги эксперимента, судя по всему, успешные, после чего мы узнаем о темпах и графике внедрения технологии повсеместно.

Что еще содержит новый кодекс

Введен институт предварительного информирования – новый инструмент, используемый при осуществлении таможенного контроля, функционирующий исключительно в рамках электронного взаимодействия и не имеющий бумажных аналогов. Обкатан, реализован, успешно практикуется, не вызывает проблем или сложностей. В перспективе мы сможем прийти к тому, что на момент прибытия в пункт пропуска в отношении ввезенных товаров не просто будет завершена проверка, а уже открыта следующая процедура, запрашиваемая перевозчиком.

Вернемся к аспекту перевода многочисленных норм таможенного регулирования с национального уровня стран-участниц Союза на наднациональный уровень. Таможенный кодекс ЕАЭС включает 60 глав, объединенных в 9 разделов. В отличие от кодекса Таможенного союза, он не делится на общую и специальную части. В интересах стимулирования дальнейшего развития ЕАЭС и взаимной интеграции экономик стран-членов ЕАЭС кодекс передает значительную часть полномочий по таможенному регулированию с национального на союзный, или наднациональный, уровень - количество вопросов, которые в сфере таможенного регулирования будет решать Евразийская экономическая комиссия, по сравнению с прежним кодексом увеличивается с 30 до 60.
Из действовавших в рамках ТК ТС дополнительных межгосударственных соглашений в количестве 21 в основной текст ТК ЕАЭС внесены 16 соглашений, и остается только 5 допсоглашений, еще 339 отсылочных норм к национальным законодательствам содержал прежний кодекс. Таким образом, очевидно, что устанавливается единая правоприменительная практика для всех государств- членов ЕАЭС.

В наднациональный уровень перенесены положения, касающиеся тем:

1. неполное и периодическое таможенное оформление;
2. особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых в разобранном, несобранном, незавершенном или некомплектном виде;
3. оформление специальных таможенных процедур;
4. порядок проведения проверки документов и сведений;
5. порядок исчисления процентов за отсрочку уплаты таможенных платежей;
6. солидарная обязанность таможенного представителя.

Сегмент наднационального регулирования выглядит следующим образом:

1. обеспечение единообразного применения методов определения таможенной стоимости;
2. получение классификационного решения по инициативе декларанта, а не только таможенного органа, как сейчас;
3. установление особенностей определения товаров, образовавшихся в процедурах переработки на таможенной территории или свободной таможенной зоне / свободном таможенном складе.

Сегмент национального регулирования:

1. установление категорий товаров, выпуск которых может производиться до подачи таможенной декларации;
2. принятие предварительного решения о выборе метода определения таможенной стоимости.
3. возникновение, исполнение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей, когда она возникает неоднократно или у разных лиц в разных государствах.

Поподробнее хотелось бы остановиться на вопросе, насколько серьезные изменения претерпел принцип выпуска товаров до подачи таможенной декларации:

1. появилось более четкое регулирование, все статьи отнесены к конкретным таможенным процедурам (к примеру, для УЭО);
2. определено, для каких конкретно таможенных процедур можно применять выпуск до подачи;
3. определены категории товаров, которые могут выпускаться по такой процедуре (в том числе новые товары, ввозимые в рамках инвестпроектов);
4. сформирован перечень товаров, ввозимых юридическими лицами с особым статусом, законопослушных участников ВЭД, но не претендующих на статус УЭО, разработаны критерии для таких юрлиц.
Не менее кардинальные изменения претерпел институт Уполномоченного Экономического Оператора (УЭО). До вступления в силу нового кодекса существовал один тип свидетельства о включении в Реестр УЭО, содержащий 4 упрощения и 7 условий включения в Реестр с присвоением статуса УЭО. В новом кодексе разработаны и содержатся 3 типа свидетельства о включении в Реестр УЭО, содержащие соответственно 9, 10 и 17 упрощений, а также 10 условий включения в Реестр, среди вновь добавленных – например, критерии финансовой устойчивости претендующего на статус УЭО юрлица, требования к складам, транспортным средствам, средствам идентификации, квалификации и компетенциям персонала.

Кодекс затронул и такую чувствительную для многих жителей России сферу, как покупки товаров в зарубежных интернет-магазинах. ЕЭК по новому кодексу будет определять верхние ценовые и физические объемы беспошлинной торговли зарубежными товарами, доставляемыми почтовыми службами, а на национальном уровне страны ЕЭАС смогут устанавливать более низкие нормы. При этом через год после вступления кодекса в силу объемы беспошлинных покупок за рубежом начнут снижаться. В 2018 г., например, таких товаров можно будет закупить на 500 евро, сверх которых покупателю придется заплатить пошлину в размере 30%, но не менее 4 евро за каждый килограмм. Через два года после вступления нового ТК беспошлинно можно будет ввезти товаров, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах только на 200 евро, сверх которых будет взиматься пошлина в размере 15%, но не менее 2 евро за кг. Идея ограничения беспошлинной торговли через зарубежные интернет-магазины витала давно. Ее объемы до начала кризиса были значительны, но ввозными пошлинами эти товары не облагались и рабочих мест в России не создавали. Вопрос регулирования доставки и таможенного оформления покупок физических лиц в зарубежных интернет-магазинах постоянно мониторится таможенной службой, но основные принципы заложены в обсуждаемом нами сегодня документе.

Итак, новый Таможенный кодекс вступил в силу, ожидания пессимистов не оправдались, многие основные новые принципы таможенного регулирования, изложенные в кодексе, реализовываются, налицо значительный прорыв в сторону создания электронной таможни, удобной, прозрачной, объективной и защищенной от коррупционной составляющей таможни, администрируемой на единых для всех стран-участниц ЕАЭС условиях и правилах.

 

Марина Вакуленко,

директор по проектному развитию бизнеса VIGTrans

 


Вакуленко М.

Показать больше