Планируемая консолидация информационных систем Федеральной таможенной службы (ФТС), Федеральной налоговой службы (ФНС) и Росалкогольрегулирования (основных источников формирования доходной части федерального бюджета), прежде всего, ставит перед собой задачи достижения наибольшего экономического эффекта в процессе повышения собираемости обязательных сборов. Стоит отметить, что объединение подразумевает подведение правил, связанных со сбором налоговых и таможенных платежей, под единые стандарты в соответствующих службах. Большая часть случаев уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов вытекает из-за несогласованности между контролем за процессом и итогом таможенного оформления товаров и пределами ответственности налоговой службы. Слияние систем позволит устранить данные различия, что позволит ввести информационную практику налоговой службы, основанную на облачных технологиях, тем самым уменьшит затраты на таможенное регулирование, что в свою очередь повысит его эффективность. Вот такая глобальная стратегическая задача была презентована бизнес-сообществу. Эта задача сегодня успешно реализовывается.
Какие конкретно мероприятия включает задача:
Судя по опубликованным и озвученным руководителями ведомств документам, касающимся стратегии развития, государство не собирается сбавлять темпы в процессе улучшения качества администрирования доходов бюджетной системы, в рамках которой планируется, в частности:
ФТС |
ФНС |
реализация механизмов «сквозного контроля» движения товаров во внешней торговле и взаимной торговле в пределах ЕАЭС |
создание системы «прослеживаемости» движения импортных товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю
|
Обратите внимание, практически дословно звучит задача номер один для обоих ведомств!!! Контроль за каждой единицей импортного товара, ввезенной на территорию ЕАЭС и РФ для внутреннего потребления, за ее перемещением через балансы нескольких продавцов, от одного к другому, вплоть до достижения конечного потребителя – только такой контроль поможет пресечь попытку неуплаты таможенных и налоговых платежей и обеспечить полную собираемость всех положенных налогов и сборов! Звучит угрожающе для участников ВЭД, не желающих видеть и принимать реальность бытия, выраженную в наступлении эры цифровизации экономики в целом и отрасли ВЭД, в частности. Однако для добросовестных участников рынка внедрение такого контроля связано с позитивными ожиданиями повышения прозрачности рынка, следствием которого станут справедливые конкурентные условия для равных. Что еще запланировано главными фискальными ведомствами страны? |
|
ФТС |
ФНС |
централизация учета таможенных платежей на уровне ФТС России и Таможенных Управлений, а также развитие электронных технологий при оплате таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами; |
запуск и внедрение на территории ЕАЭС механизма идентификации ввезенного импортного товара путем присвоения ему уникальных классификационных признаков; |
формирование «электронной таможни» и использование электронного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности, исключающего непосредственные контакты сотрудников ФТС с бизнесом, исключая досмотр товара; |
автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций; |
совершенствование мер по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, а также валютного контроля; |
совершенствование принципов налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК); |
создание системы единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей; |
выравнивание налоговых условий для отечественных и иностранных операторов интернет-торговли за счет уточнения правил взимания таможенных платежей при ввозе товаров физическими лицами; |
выявление и пресечение противозаконных схем вывода капитала; |
полный охват розничной торговой сети ККТ, обеспечивающей онлайн-передачу данных в ФНС России; |
уменьшение количества судебных разбирательств; |
вовлечение в формальную экономику самозанятых граждан; |
совершенствование таможенных операций и таможенных процедур в рамках функционирования ЕАЭС; |
пресечение злоупотреблений с использованием спецрежимов налогообложения; |
Принципы, положенные в основу вышеперечисленных технологий, в полной мере отражены в Таможенном Кодексе ЕАЭС, вступившем в силу 1 января 2018 года.
В сентябре 2018 года в Москве прошло заседание совместной межведомственной коллегии ФТC и ФНС, на которой, во-первых, прошло подведение итогов взаимодействия и динамики реализации стратегических задач двух ведомств, осуществляемых на стыке их компетенций, а, во-вторых, активное обсуждение дальнейшего алгоритма исполнения дорожной карты данного проекта.
На днях сотрудники ФТC отметили свой профессиональный праздник, в преддверии которого на Международном Таможенном Форуме 25 октября был объявлен запуск первой электронной таможни в Приволжье, а уже до конца текущего года они появятся на Урале, Северном Кавказе, в Московской и Калининградской областях, а также в Новороссийске и Владивостоке. Всего же Центров электронного декларирования будет 16, с размещением во всех региональных центрах страны. В ЦЭДах и получится реализовать объединение информационных возможностей всех контролирующих органов: ФТС, ФНС, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, транспортного и пограничного контроля. Таким образом, все эти ведомства смогут получать и выдавать любую информацию, необходимую смежникам - такое единое окно находится в процессе разработки, но с налоговой службой оно уже создано и проходит этап тестирования.
Следующей интересной темой взаимодействия ФТC и ФНC стало обсуждение предложенного Минэкономразвитием в плане «Трансформация делового климата» (ТДК) изменения схемы уплаты НДС при импорте товаров в Россию. Инициатива заключалась в передаче сбора НДС от Федеральной таможенной службы в момент импортного таможенного оформления твоаров Федеральной налоговой службе – по итогам налогового периода (квартала). Основные направления деятельности Правительства до 2024 года содержат ТДК в качестве одного из самых перспективных инструментов по созданию условий для экономического роста в стране. Бизнес, безусловно, ЗА. Но вот у таможни инициатива вызвала серьезные возражения, диалог не завершен, он продолжается.
Итак, взаимоотношения двух ключевых фискальных ведомств страны сегодня очень плотные, практически в еженедельном режиме мы видим изменения и прогресс в их взаимоотношениях. Будем наблюдать за этими процессами и своевременно реагировать на них.
Вакуленко М.