Как избежать корректировки таможенной стоимости

Как избежать корректировки таможенной стоимости

Как известно, таможенная стоимость является базой для обложения товаров таможенными пошлинами, налогами и сборами, а ее величина напрямую влияет на конечную сумму подлежащих уплате участником ВЭД таможенных платежей.

Именно поэтому сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости, с точки зрения нормативных предписаний должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Важно подчеркнуть, что вопросы таможенной стоимости являются наиболее распространенной категорией споров между участниками ВЭД и таможенными органами, ввиду того, что фискальная функция является одной из основных функций таможенных органов, а таможенные платежи напрямую зависят от размера таможенной стоимости. В процессе таможенного контроля участник ВЭД может получить от таможенных органов запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, мотивированный обнаружением признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости, либо отсутствием документального подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости.

Следует отметить, что во многих случаях основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий по таможенной стоимости является ценовая информация на аналогичную продукцию, имеющаяся в распоряжении таможенных органов (см. решения арбитражных судов по делам А60-12658/2020, А56-37062/2020, А56-108664/2019, А66-9260/2020, А43-32967/2020).

Вместе с запросом дополнительных документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, таможенные органы направляют участнику ВЭД документ расчета обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. В этом документе таможенным органом рассчитывается сумма обеспечения, равная разнице в суммах подлежащих уплате таможенных платежей, одна из которых, меньшая, определена участником ВЭД на основе коммерческих документов, а вторая, большая, - таможенным органом.

На практике таможенные органы обычно берут за основу товары с наиболее высокой стоимостью, задекларированные в течение последних 3 месяцев. Причем сравниваемые товары не всегда обладают сопоставимыми характеристиками с товарами, в отношении которых проводится проверка, что является грубым нарушением принципов таможенной оценки, закрепленных в законодательстве (см. решения арбитражных судов по делам А40-192720/2020, А56-43200/2020, А43-37665/2020, А60-54785/2020, А60-21703/2021).

В результате, декларант оказывается перед выбором:

  • согласиться с корректировкой таможенной стоимости;
  • предоставить все запрашиваемые документы и сведения на этапе таможенного оформления;
  • внести под авансовый залог дополнительные денежные средства для условного выпуска товаров и последующего предоставления таможенному органу запрошенных документов и сведений.

Если не рассматривать путь капитуляции, то необходимо признать, что список запрашиваемых таможенным органом документов и сведений всегда довольно объемный и может включать в себя помимо контракта, дополнительных соглашений, экспортных документов, платежных и банковских документов, также документы о реализации продукции, документы о стоимости идентичной и однородной продукции, документацию, имеющую отношение к финансово-хозяйственной деятельности продавца и многое другое. Безусловно, импортер не всегда имеет возможность предоставить оперативно всю запрашиваемую информацию. Более того, попытка доказать заявленную таможенную стоимость может обернуться для импортера двухнедельной задержкой выпуска товара, и как следствие, существенными издержками за задержку транспортного средства и/или хранение груза на СВХ. При этом представление участников ВЭД документов до выпуска товаров не гарантирует принятия таможенным органом заявленной таможенной стоимости. Именно поэтому импортеры, вставшие на путь борьбы с "таможенным произволом", чаще всего идут на внесение денежного залога и выпуск товара до завершения проверки по таможенной стоимости, начатой до выпуска товаров, в соответствии со ст. 121 ТК ЕАЭС (см. решения арбитражных судов по делам А56-136506/2019, А56-111022/2019, А56-133093/2019, А43-33672/2020, А60-8376/2021).

Рассматривая вопрос доказывания таможенной стоимости товаров, выпущенных в соответствии со ст. 121 ТК ЕАЭС, необходимо отметить, что закон предоставляет участнику ВЭД достаточно времени для предоставления запрошенных документов и сведений. В этой связи, декларант должен предельно внимательно подойти к ответу на запрос таможенного органа.

К сожалению, некоторые участники ВЭД не всегда принимают своевременные меры по доказыванию заявленной таможенной стоимости, рассчитывая только на судебную защиту. Кто-то игнорирует такие запросы документов ввиду того, что таможенные органы зачастую запрашивают информацию, не имеющую по мнения участника ВЭД отношения к делу.

Безусловно, закон обязывает декларанта предоставлять только ту информацию и документы, которыми тот может располагать, а запросы таможенных органов во многом носит формальный характер. Но необходимо иметь ввиду, что непредставление, а также неполное или несвоевременное предоставление документов и сведений может привести не только к принятию таможенным органом неблагоприятного решения для участника ВЭД, но и лишить возможностей для дальнейшей защиты нарушенного права с учетом сформированной судебной практики (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС"). К тому же судебное разбирательство – процедура небыстрая, а в настоящее время, как показывает практика, доказать заявленную таможенную стоимость можно в рамках проверки документов, начатой до выпуска товаров, при наличии аргументированной позиции.

Большое значение для принятия таможенным органом положительного решения по таможенной стоимости имеет своевременное предоставление сведений о декларируемых идентичных и однородных товарах. Как было сказано ранее, таможенные органы при расчете обеспечения уплаты таможенных платежей зачастую используют информацию о товарах иного класса или вида, обладающих несопоставимыми характеристиками. Акцент на данном факте в ответе на запрос таможенного органа имеет немаловажное значение для доказывания заявленной таможенной стоимости.

Подводя итог обзору практики проверки таможенной стоимости таможенными органами, следует отметить, что даже полное и своевременное предоставление всех документов и сведений не даст участнику ВЭД стопроцентных гарантий принятия таможенным органом заявленной декларантом таможенной стоимости. Но именно квалифицированный ответ на запрос документов и сведений, как первый шаг на пути защиты своих прав, позволяет избежать корректировки таможенной стоимости в абсолютном большинстве случаев, либо иметь серьезные аргументы для дальнейшей административной или судебной защиты.

 
Top.Mail.Ru