Что происходит?
15 июня в Москве вводятся новые правила для передвижения грузового транспорта. Под эгидой идеи об освобождении МКАД от грузовиков столичные власти приняли решение полностью запретить транзит по кольцу для автомобилей с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн, а для авто, задействованных в жизнеобеспечении города, ввести пропуска. В теории новая система, ввод которой планировался еще весной, однако был сдвинут на июнь из-за явной неготовности перевозчиков, должна разгрузить МКАД и упорядочить движение грузового автотранспорта.
Сейчас перевозчикам необходимо зарегистрироваться в единой региональной навигационно-информационной системе (РНИС), которая будет выдавать пропуска для перемещения по кольцевой автодороге и по территории Москвы. Согласно новым правилам, пропуска делятся на дневные и ночные, а за одной единицей транспорта фиксируется маршрут, который нужно соблюдать неукоснительно.
Что пошло не так?
Предполагается, что все пропуска, которые действуют на проезд грузового транспорта сегодня, автоматически станут дневными (с 7:00 до 23:00), в то время как ночные пропуска (с 23:00 до 7:00) перевозчикам необходимо оформлять через РНИС. Однако, логистические компании столкнулись с серьезной проблемой: система не выдает ночные пропуска, ссылаясь на формальный пункт правил: "Представление заявителем противоречивых либо недостоверных сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе противоречщих сведениям, полученным посредством межведомственного информационного взаимодействия".
А дальше вступают в силу бюрократические препятствия. Чтобы понять, какие именно сведения "противоречивые и недостоверные" и как скорректировать их, чтобы получить пропуск, необходимо обратиться в электронную приемную Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Но подобное обращение рассматривается в течение 30 дней, после чего еще две недели нужно на рассмотрение повторной заявки на получение пропуска. То есть получение разрешения на ночные передвижения по МКАД растягивается почти на два месяца – что является непозволительным сроком в случае доставки товаров для жизнеобеспечения города.
Проблема в том, что грузовой транспорт разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн чаще всего – не транзитные авто, а машины, задействованные в доставке продуктов питания, товаров для розничной торговли. И более того, большая часть этих перевозок осуществляется именно ночью.
Получается, что из-за острого недостатка оперативного взаимодействия с Дептрансом, в тупике оказываются сразу несколько участников рынка: перевозчики, ритейл, да и конечный потребитель.
Чего ожидать?
О том, что система разделения пропусков на дневные и ночные, равно как и жесткая привязка каждого авто к единственному маршруту, в принципе нецелесообразна, в среде перевозчиков говорилось уже не раз. Мы пытаемся донести эту информацию и до представителей власти. Возможность свободно корректировать маршрут – один из инструментов равномерного распределения нагрузки по дорожной сетке, а новая система может, вопреки ожиданиям, создать дополнительную напряжённость на дороге. Ограничения повлекут за собой и искусственный простой грузового автотранспорта, невозможность замены машины в случае поломки – а следовательно, и задержки доставки. Все это повлияет в том числе и на стоимость логистики. Внутригородские перевозки уже подорожали на 15–20% по сравнению с началом года.
Есть у нас и опасения, что существующие пропуска, которые автоматически должны стать дневными, будут аннулированы из-за расхождения в адресах и маршрутах, указанных в заявках сейчас и ранее. Как РНИС будет осуществлять контроль за передвижением автотранспорта, до конца неясно.
В результате в случае аннуляции дневных пропусков, мы можем столкнуться с серьезным кризисом в перевозках, так как опыт получения ночных пропусков показывает неготовность новой цифровой платформы к полноценной работе.
Хочется надеяться, что власти прислушаются к нашим доводам и предложат некий переходный период для адаптации перевозчиков к новым требованиям, полноценной отладки РНИС и совершенствования системы взаимодействия между логистами и Дептрансом.
Рустам Юлдашев, учредитель, директор по стратегическому развитию NAWINIA
Юлдашев Р.