<--head-->Разгромлена банда контрабандистов иномарок Бишкек, улица Тоголока Молдо, 6 "б" - через этот малоприметный домишко за неполные пять лет прошло почти 300 тысяч человек! И "народная тропа" по-прежнему зарастать сюда даже не думает. Обычные железные, крашенные зеленой краской ворота - это дверь в огромную Россию. С некоторых пор фискальные органы в России стали изумляться: "Экая страна богатая - Киргизия. А еще говорят - жить тяжело!" Переселенцы из маленькой среднеазиатской республики - даже бабушки-уборщицы - один за другим приезжали на крутейших иномарках ценой в десятки тысяч долларов. Секрет "киргизского экономического чуда" объяснялся просто. В свое время Россия, дабы поддержать переселенцев, позволила им ввозить личное имущество беспошлинно. В том числе и автомобили. В этом новшестве увидели для себя лазейку "перегонщики" - профессиональные автоконтрабандисты, решившие затесаться в огромный миграционный поток и сэкономить большие деньги. Киргизстану в этом криминальном бизнесе, как видно, отводилась роль особая - и не случайно. Представительства Федеральной миграционной службы, дающие статус переселенца, а значит, и льготы, есть еще в четырех республиках бывшего СССР. Но в Латвии этот канал отмывания грязных денег и ограбления соседней России совместно с ФМС постарались перекрыть сами латыши - нужна репутация для вступления в цивилизованную Европу. Армения? Гнать иномарки через несколько границ и опасный Кавказ рискованно. То же и с Таджикистаном с его полевыми командирами. Туркмения в комментариях даже не нуждается. Оставался относительно либеральный Киргизстан. Сотрудники российской миграционной службы в Бишкеке убеждали переселенцев, как могли: не связывайтесь с преступниками! Вдруг с иномаркой в дороге что-то случится: Казахстан, конечно, не Кавказ но и там бандитов полно. Неужели контрабандисты простят такой убыток - платить придется вам, уважаемые! Надо полагать, убеждения подействовали, переселенцы стали остерегаться влезать в ярмо. Но быстро перестроились и аферисты. Нашли новый способ. <--subtitle-->26 киргизских эмигрантов Житель киргизского городка Токмака С. Кривохижин в марте 2001 года, оформившись, выходил из здания представительства российской миграционной службы, когда его остановила незнакомая дама: "Хотите заработать 500 долларов?". Задавать такой вопрос человеку, который вряд ли и десять баксов когда-нибудь в руках держал... Дама надиктовала адресок, куда токмакчанину следовало немедленно отправиться. В квартире на улице Киевской в Бишкеке он застал целую группу таких же, как он, переселенцев. "Парадом" командовал некий Владимир, деловито объяснивший слушателям, в чем будет состоять их работа. В развлекательной, можно сказать, прогулке за чужой счет - туда и обратно! И в подписании нескольких бумажек. Во второй раз Кривохижин встретился с Владимиром в родном Токмаке. Организатор поездки ждал его - вместе с еще несколькими местными жителями, будущими "коллегами" (и когда успел их найти?) - в одной из жилищно-коммунальных контор. Там Кривохижин под диктовку заполнил декларацию, из которой узнал, что ему "достался" шикарный серебристый джип "Мицубиси Паджеро", только-только, судя по году выпуска, сошедший с конвейера. Владимир сказал, что в России машину надо будет переоформить на того, кого скажут. Саму красавицу иномарку Кривохижин так и не увидел. Собрав у всех паспорта, Владимир через пару дней повез "крутых токмакских автовладельцев" в Бишкек. Там собрался уже целый отряд переселенцев - 26 человек обоих полов и разных национальностей. Владимир всех посадил на самолет на Москву. В "Домодедово" киргизстанцев встретил некий Костя с автобусом, отвез их за полтысячи километров - в Воронеж. Там поселил всех в общежитии, каждый день выдавал "командировочные" - по 100 рублей на брата... Липовые "автовладельцы" не могли и представить, в какой сложной игре им выпало участвовать, звеном какой длинной цепи они являются. Российские правоохранительные органы, частично распутавшие эту цепь, тем самым осветили и некоторые новые моменты участия азиатской республики в транснациональной преступности: цепь-то замыкалась на Киргизстане. <--subtitle-->Как работает мафия Передо мной - приговор Центрального суда Челябинска. Главой одной из ячеек большой мафиозной, иначе не назовешь, сети был 39-летний Николай Яковлев, житель Брянска, консультант тамошней фирмы "Агропроминвест". В течение 2000 года группировка вывезла из Финляндии и Эстонии 26 иномарок - пятисотые и шестисотые "Мерседесы", "Тойоты Ленд Круизер", "Ягуар Экс-Тайн" и т.п. В Россию вся эта дорогущая армада была ввезена беспошлинно, ибо в документах значилось, что следует она транзитом - в Киргизстан. О происхождении иномарок ничего не известно. Один из наемных работников, регулярно занимавшийся этими перегонами, на следствии, правда, рассказал: были случаи, когда его задерживали финские пограничники - машины числились угнанными. Забегая вперед, скажем: ни одна из иномарок в Киргизии не появилась. Почти все они спокойненько осели в Москве - в некоем автосалоне, директором которого был один из членов группировки. Через этот салон автомобили и планировалось продать московским толстосумам. Но сперва их следовало легализовать. Преград для контрабандистов почти не существовало! С российско-казахской границы - с одного из таможенных постов Челябинской области - "организовывались" уведомления на границу российско-финскую, в Выборгскую таможню: мол, машины, не задерживаясь в России, благополучно уходят в Казахстан, можно снимать с учета. Дотягивались руки контрабандистов и дальше. Яковлев, указывается в приговоре суда, вылетев в Киргизстан, через Ошскую таможню "сделал" фальшивые документы, подтверждающие, что все 26 иномарок якобы прибыли и в нашу республику. Через кого конкретно "сделал" и сколько заплатил - история умалчивает: раскручивать этот момент - не в компетенции российских силовиков. В Киргизстане Яковлев, похоже, вообще чувствовал себя как рыба в воде. В Бишкеке с чьей-то помощью (чьей, интересно?) он зарегистрировал фирму "Айлар моторс", якобы занимающуюся продажей автомашин иностранного производства. И приступил к самой важной части операции - вербовке подставных переселенцев. Она же оказалась и самой легкой: Владимир (пока не установленный приятель Яковлева, явно киргизстанец) с работой, как вы видели, справлялся успешно. Были оформлены документы, что все 26 переселенцев якобы дружно купили по супериномарке в упомянутой фирме (для этого она и была нужна). И теперь так же дружно забирают их с собой, отъезжая в Россию. В Воронеже, где все так же дружно "поселились" 26 киргизских эмигрантов, иномарки предстояло и растаможить - на льготных, ясное дело, условиях. Здесь, на таможне, у контрабандистов было "схвачено". Но для завершения операции оставалось провернуть последний фокус - изобразить на бумагах, будто бы иномарки (даже, напомним, не выезжавшие из Москвы) проделали обратный путь из Киргизстана и пересекли российскую границу. <--subtitle-->Крах "бумажного" транзита Апрель 2001 года, снова почему-то облюбованная контрабандистами Челябинская область, через которую всего месяц назад иномарки якобы "выехали" из России. Неутомимый Яковлев, прилетевший из Бишкека с 26 комплектами липовых документов на иномарки, и еще двое его компаньонов рыщут в поисках таможенников, с которыми можно договориться. Другие сообщники занимаются этим же в соседних районах Казахстана. Чтобы запутать следы, иномарки должны "въехать" уже через другую таможню. На взятки приготовлено свыше 13 тысяч долларов. Только на одном этом участке. Остается только догадываться, сколько контрабандисты всего тратили на подкуп чиновников повсюду - в России и за ее пределами. И это было выгоднее, чем платить пошлину. Как удалось российским правоохранительным органам разгадать эту хитроумную игру - неизвестно: своих методов они не раскрывают. Но контрабандисты были уже под "колпаком". При попытке передать взятку и документы для оформления машин одному из вызывавших доверие таможенников Яковлев и компаньоны были схвачены челябинским управлением ФСБ. Воронеж, май 2001-го. В общежитие, где томились 26 киргизстанцев, однажды ворвались их опекуны: "Собирайтесь, быстрее! У нас проблемы!" По Воронежу уже полным ходом катилось следствие, чекисты шерстили таможню, изымали документы - шли по пятам. Заметая следы, контрабандисты погрузили незадачливых мигрантов в автобус, вывезли в Смоленскую область, сунули каждому по 100 долларов и по железной дороге отправили в Бишкек. Следствие, однако, дотянулось и до них. Киргизстанцы были допрошены в качестве свидетелей. Дальнейшая их судьба неизвестна. Что касается контрабандистов, то пятерым из них во главе с Яковлевым челябинский суд дал от трех до четырех лет строгого режима с конфискацией имущества - в том числе супериномарок. В российскую казну вернулось свыше 500 тысяч долларов! Так закончился разгром лишь одной из ячеек мафиозной сети. И ее "раскрутка", насколько известно, продолжается. Недавно заместитель руководителя администрации президента РФ Виктор Иванов в одном из интервью, объясняя, почему Россия вынуждена ужесточать миграционный режим, привел цифру: только в прошлом году в Россию примерно вышеприведенным способом контрабандно ввезено более тысячи (!) иномарок. А это - миллионы долларов, потерянные для казны. <--subtitle-->Чертовски не хочется платить! Тихая война с контрабандистами-перегонщиками благодаря "Челябинскому делу" вышла на новый виток. По согласованию с киргизской стороной российская миграционная служба стала вносить в разрешение на переезд полные данные перевозимого авто, обязательно поставленного на учет в ГАИ и получившего транзитные номера. Российская таможня завела единый компьютерный банк данных на все ввозимые автомашины, что позволяет в любой точке страны отслеживать их путь. Еще один канал контрабанды вроде бы перекрыт. Но творческая мысль перегонщиков не стоит на месте, к тому же явно заработали чьи-то юридические головы... - Новая лазейка - свободные экономические зоны Киргизстана, - говорит представитель МВД России в Киргизстане Борис Ассаулюк. - Схема, которую сейчас апробируют перегонщики новой волны, выглядит примерно так. Подставное лицо со статусом переселенца получает (чтобы объяснить, откуда столь огромные деньги при скромной зарплате) "спонсорскую помощь" из-за рубежа. И покупает дорогую иномарку в СЭЗ - чтобы не платить пошлин ни в России, ни здесь, в Киргизстане. Мы такие попытки пресекаем, разрешения на льготный ввоз не даем. Киргизский закон, считаем, на нашей стороне. От уплаты пошлин освобождается товар, только произведенный в СЭЗ. <--autor-->Ночевкин Вадим, Время МН <--autor-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований