— Ввести плату с «12-тонников» за порчу федеральных трасс было решено еще в 2012 году, но к ее запуску 15 ноября 2015-го ни малый, ни крупный бизнес оказался не готов. Почему?
— Я бы всех не обвинял, что не готовы. На первый день работы системы «Платон» в ней было зарегистрировано более 400 тыс. грузовиков [из примерно 1,8 млн «12-тонников», зарегистрированных в России]. А, если смотреть на опыт зарубежных стран, например, Словакии, то там в первый день работы [аналогичной системы] зарегистрировался лишь один пользователь, и целый месяц страна стояла без грузоперевозок, были проблемы с доставкой продуктов питания, и там действительно был транспортный коллапс.
Мы считаем, что в России система была запущена успешно, несмотря на технические сбои в первый день работы. После десяти дней работы системы основные технические проблемы с сайтом, интерфейсами, очередями решены.
По нашей славянской традиции все откладывали до последнего и не приходили регистрироваться. Хотя такая возможность была заранее — как минимум за месяц были открыты все офисы. Но тогда они стояли пустыми, и единицы приходили.
— Сколько офисов сейчас работает у «Платона»?
— 138 объектов. В крупных городах, как Москва и Петербург, их по несколько штук. Плюс есть мобильные платежные терминалы, которые установлены, как правило, на международных автомобильных пунктах пропуска, чтобы иностранные компании могли оплатить проезд.
А если вы уже зарегистрированы, то необязательно приходить в эти пункты: заключено соглашение с Qiwi, у них более 80 тыс. терминалов мобильной оплаты по стране. Надо сделать оговорку, что Qiwi берет небольшую комиссию за свои услуги. Заплатить можно с помощью мобильного устройства или стационарного компьютера в личном кабинете на сайте системы. Необязательно идти в офис, поэтому сейчас никаких очередей в офисах «Платона» нет.
— Сколько машин зарегистрировались по итогам двух недель работы системы?
— Уже более 600 тыс. На 30 ноября — 15-й день работы системы — в бюджет и федеральный дорожный фонд перечислено более 650 млн руб. Выписано более 825 тыс. маршрутных карт [взимание платы за проезд по федеральным трассам может производиться двумя способами — через маршрутную карту или через бортовое устройство, трекер]. Все бортовые устройства, которые были запрошены до начала работы системы, выданы: это 170 тыс. штук, а 30 тыс. еще не дошли до своих пользователей по разным причинам.
Но вовсе необязательно устанавливать бортовое устройство в автомобиль. Мы не ожидали такого высокого спроса на трекеры на первом этапе, до запуска системы заявок было мало. При внедрении подобных систем за рубежом перевозчики всегда отдавали предпочтение именно маршрутным картам: их можно оформить дистанционного на сайте системы, для этого не нужно подавать никаких заявок или приезжать в офис оператора. Еще на спросе отразился тот факт, что в иностранных системах бортовые устройства выдаются за плату, а в России — безвозмездно.
Мы прорабатываем вопросы по дополнительному функционалу этой коробочки — например, подключить к ней ЭРА ГЛОНАСС [российская государственная система экстренного реагирования при авариях].
— Крупные перевозчики нам жалуются, что использовать маршрутную карту неудобно, это сильно усложняет процесс. Например, нужно точно указывать маршрут движения, любое отклонение приравнивается к неуплате, плюс карту нужно получать в каком-то из центров обслуживания, это занимает время. А в случае с трекером при прохождении рамки контроля просто списывается сумма за каждый пройденный километр пути...
— Маршрутную карту мы выбрали, как основной способ оплаты, как раз исходя из пожеланий пользователей, с которыми общались в течение года. Они говорили: «Я не хочу, чтобы вы за мной следили, не хочу, чтобы в режиме реального времени видели, где находится мой автомобиль [трекер оснащен приемником ГЛОНАСС/GPS]. Я буду оформлять маршрутную карту, которая действует месяц, и, когда мне нужно, совершу поездку без вашего присмотра».
— А кто был на этих встречах с пользователями?
— Со стороны власти были, в том числе, лично я и лично министр транспорта. Со стороны бизнеса были ассоциации, крупные и мелкие перевозчики, ретейлеры. Можно сказать, мы проводили гастрольный тур в течение года.
Особенно активная работа началась в июне в Ростове-на-Дону, где открылся первый центр информационной поддержки пользователей. Там были и местные перевозчики, и компании федерального масштаба. Затем прошло 12 круглых столов во всех столицах федеральных округов. Причем в Москве и Петербурге по несколько раз мы встречались с коллегами.
— Была критика с их стороны?
— Безусловно. Это был режим открытого круглого стола, был огромный массив замечаний и предложений по самой системе, по принципам оплаты, работы интерфейса, взаиморасчетов. И большинство замечаний были учтены к 15 ноября.
— Например, какие?
— В последний момент было пожелание ввести разовые маршрутные карты. Это новая функция, упрощающая процедуру оформления — не нужна верификации пользователя. Нигде в мире аналогов такой функции нет, но на основании запросов пользователей мы решили ее запустить, потому что не все на 15 ноября зарегистрировались в системе.
Еще пользователи говорили: «Мне неудобно оплачивать наличными или банковской картой, мне работодатель дает топливную карту, хочу, чтобы можно было платить топливной картой». Мы это ввели. Был огромный список такого рода предложений. Конечно, были вопросы к тарифу.
— Критики тарифа считают, что Минтранс при определении ставки использовал заниженный показатель среднегодового пробега грузовой машины.
— Профильный департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития высказывал такое мнение, пообщавшись с дальнобойщиками, но это узкий взгляд.
По данным ГИБДД, зарегистрированных автомобилей с учетом иностранных перевозчиков в России — порядка 1,8 млн. Из них отбросьте машины спецслужб и Минобороны, которые не должны платить сбор. Плюс есть большегрузы, которые редко или даже никогда не выходят на федеральные трассы: карьерная техника, лесная техника, машины сельскохозяйственного назначения. Есть автоперевозчики, которые 500 км в день в среднем проезжают, а есть те, кто ездит редко.
— И все же — как сложился нынешний тариф?
— Последний раз тариф был утвержден правительством России в мае текущего года — это 3,73 руб. на 1 км. С июня перевозчики говорили о том, что это дорого и просили его обоснование. Мы объясняли, что в 2011 году по заказу Минтранса была выполнена научно-исследовательская работа, во время которой был выведен экономически обоснованный тариф — 8,2 руб. за 1 км. Но, учитывая экономическую ситуацию и пожелания бизнеса, правительство утвердило в 2013 году тариф 3,5 руб., и только потом его повысили на 23 коп.
РБК