Привлечь инвестора
Технология контейнерных перевозок подразумевает использование специальных железнодорожных платформ, на которых перевозятся грузовые автомобили либо прицепы большегрузов. Это позволяет снизить затраты на перевозки и сократить время, необходимое на погрузку и разгрузку. Такая технология широко используется во всем мире, например крупными торговыми сетями.
«65% грузов, перевозимых по Самарской области, потенциально пригодны к контейнерным перевозкам. А сейчас их доля составляет всего 4,5-5%. В среднем оптимизация расходов компании за счет контейнерных перевозок может составить от 12% до 35%», - считает заместитель начальника Куйбышевской железной дороги, депутат Самарской губдумы С.Г. Блохин.
Он рассказал, что уже имеется потенциальный инвестор из Китая, заинтересованный в строительстве центра контейнерных перевозок в нашей губернии, — компания занимается транспортировкой товаров в Европу, а обратно контейнеры возвращаются загруженными лишь на 30%. Поэтому инвестор заинтересован в создании единого центра, который бы аккумулировал продукцию регионов ПФО (зерно, минеральные удобрения и др.), и в котором можно загрузить контейнеры для перевозки их в Китай.
Центр контейнерных перевозок, по мнению экспертов, должен располагаться в непосредственной близости как к железнодорожным путям, так и к крупным автомобильным дорогам и водным артериям, чтобы оптимизировать затраты времени и организационных усилий. Так, например, через аналогичный центр в Москве проходит около тысячи единиц грузового транспорта в сутки. Построены подобные центры в Калуге, Татарстане, завершается строительство в Челябинске.
«Между субъектами РФ сейчас идет серьезная конкуренция за инвесторов и инвестиции, и в этой борьбе очень важно развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Все хотят участвовать в «Шелковом пути», в создании мультимодальных контейнерных терминалов, все хотят быть активными игроками в транспортных коридорах Север-Юг и Запад-Восток. И чтобы не остаться в стороне, Самарской области надо не ограничиваться теми естественными конкурентными примуществами, которые у нас есть, а создавать новые. Пока мы думаем - другие решают», - подчеркнул председатель комитета Самарской губдумы по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Г.Р. Хасаев.
Доход от инфраструктуры
В качестве источника финансирования строительства центра контейнерных перевозок рассматривалась возможность выпуска Самарской областью инфраструктурных облигаций. Директор Представительства ПАО «Московская биржа» в Самаре А.А. Лютиков отметил, что биржа готова не только выпустить ценные бумаги, но и найти для проекта инвесторов. Он рассказал, что подобный инструмент используется в России с 2011 года. Механизм прост — на собранные от реализации облигаций средства строятся конкретные объекты инфраструктуры, а держатели ценных бумаг получают доход от их эксплуатации. «В эти проекты охотно вкладывают средства пенсионные фонды и страховые компании, которые заинтересованы в «длинных» вложениях», - пояснил он.
Кстати, уже принято решение по строительству крупного речного зернового логистического терминала в районе Сызрани. Инвестором выступит ПАО «Московская биржа». По мнению экспертов, востребованность такого комплекса может быть достаточно высока. «В прошлом году урожай зерна в Самарской области превысил 2,1 млн тонн, а внутреннее потребление составило всего 1 млн тонн. В соседних областях урожай тоже значительно превысил потребности. Сейчас наблюдается огромный дефицит транспортных мощностей по вывозу зерна вниз по Волге в Иран и Азербайджан — спрос на наше зерно там очень высок», - рассказал А.А. Лютиков. Он отметил, что сейчас технологии позволят перевозить зерно в контейнерах, поэтому целесообразным представляется одновременное строительство рядом с зерновым и контейнерного терминала.
Этот же район вызывает повышенный интерес у железнодорожников. С.Г. Блохин рассказал, что сейчас разрабатывается проект строительства автомобильной дороги на железнодорожном мостовом переходе около Октябрьска. «С точки зрения железнодорожных перевозок участок между Октябрьском и Безенчуком - узкое место, предлагаем построить между ними третий автомобильный мост. Мы приглашаем к сотрудничеству региональные власти, в рамках государственно-частного партнерства. Можно сделать там платную дорогу, совмещенный автомобильный и железнодорожный мост. Тогда совершенно по-другому заживет город Октябрьск, он превратится в крупный логистическо-портовый центр, по-другому заживут Чапаевск, Безенчук, Новокуйбышевск. По нашим предварительным расчетам третье полотно Александровского моста обойдется в 50 млрд рублей», - отметил он.
По результатам слушаний принято решение подготовить предложение в правительство региона по ускорению разработки положения о транспортно-логистическом кластере, а также внести изменения в закон Самарской области «Об инвестициях» и прописать конкретные меры поддержки участников такого кластера.
65% грузов, перевозимых по Самарской области, потенциально пригодны к контейнерным перевозкам. А сейчас их доля составляет всего 4,5-5%.
Г.Р. Хасаев, председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестполитике Самарской губдумы:
- Между субъектами РФ сейчас идет серьезная конкуренция за инвесторов и инвестиции. Чтобы не остаться в стороне, Самарской области надо не ограничиваться теми естествеными конкурентными примуществами, которые у нас есть, а создавать новые, в том числе современную логистическую инфраструктуру.
Волжская коммуна