О перспективах рынка железнодорожных перевозок нефтяных грузов

Версия для печати

Исполнительный директор АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) Александр Сапронов открывая VIII международную конференцию «Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки» заявил, что снижение объемов погрузки в сегменте наливных грузов на железной дороге и сокращение парка цистерн вследствие запрета на продление срока их службы формируют на рынке грузовых железнодорожных перевозок баланс парка цистерн и грузовой базы

«Современное состояние рынка перевозок нефтеналивных грузов определяют три ключевых фактора: конкуренция с трубопроводным транспортом, реконструкция предприятий нефтепереработки и решение регулятора о запрете продления сроков службы подвижного состава, в том числе цистерн.

Очевидно, что экономика поставок нефтепродуктов трубопроводным транспортом имеет больше конкурентных возможностей в сравнении с железнодорожными перевозками. Проводимый в последнее время курс на расширение полномочий ОАО «РЖД» в решении тарифных вопросов в сочетании с гибкой отвечающей рыночной конъюнктуре тарифной политикой, расширяют для железнодорожных перевозок возможности для конкуренции с другими видами транспорта.

Что касается реконструкции предприятий нефтепереработки, то здесь меняется корзина производимых нефтепродуктов. Увеличивается выход светлых марок, сокращается выпуск мазута, на смену ему приходит на ряде НПЗ производство кокса, для перевозки которого требуются уже не цистерны, а полувагоны.

Запрет продления сроков службы цистерн снижает их количество на сети железных дорог. Операторские компании не спешат размещать заказы у вагоностроителей на строительство новых цистерн. Впереди ввод в эксплуатацию нового нефтепродуктопровода «Юг», расширение действующего продуктопровода «Север», ведется строительство корпоративных продуктопроводных систем нефтяными компаниями, выполняются работы по ряду других нефтепроводных проектов. За этим следует сокращение грузовой базы нефтеналивных перевозок».

По словам исполнительного директора ПГК, для успешного развития рынка железнодорожных перевозок операторы должны сделать ставку на нематериальные активы – повышение производительности цистерн, развитие сервисной составляющей.
«Сегодня полезная работа цистерны (работа с грузом) составляет меньше трети от полного цикла её рабочего времени. Две трети времени цистерна идет порожняком, находится под погрузкой и выгрузкой, ожидает ремонта и т.д. Здесь сосредоточены существенные резервы, мобилизация которых не требует инвестиций, необходимы изменения в технологии, организации, логистике перевозок.

Еще один фактор, которому уделяет внимание ПГК – это развитие сервисной составляющей. Ценовая конкуренция ослабляет участников рынка. Если же мы делаем ставку на оснащение цистерны востребованным сервисным пакетом, это становится серьезным конкурентным преимуществом для его владельца.

Компании с высоко развитой сервисной составляющей — на уровне 4PL логистики, не имеют материальных активов, обладают только профессиональными компетенциями, программным обеспечением, договорной базой с поставщиками услуг и клиентами. Мы называем это созданием интеллектуального капитала, в основе которого интеллектуальные инвестиции работников», – отметил Александр Сапронов.

В конференции, прошедшей 23 июня в Москве, приняли участие представители нефте- и газоперерабатывающих заводов, нефтеналивных терминалов, железнодорожного транспорта, логистических, вагоностроительных и вагоноремонтных компаний, ФАС России.

Участники мероприятия обсудили ключевые вопросы организации логистики перевозок на короткие, дальние и средние расстояния различными видами транспорта, уделили внимание перевозкам наливных грузов в танк-контейнерах, а также перспективам развития комплексных цепочек доставки грузов «от двери до двери».

 

Пресс-служба АО "ПГК"

Показать больше