Правда, речь идет о небольшом увеличении объемов таких транспортировок за 5 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – всего на 0,66% и грузооборота – соответственно на 3%. Однако в 2016 году в сегменте смешанных перевозок по этим показателям отмечалось только снижение.
Исключение, правда, тогда составили только международные рейсы с пересечением границ ЕС: здесь объем автомобильно-железнодорожных перевозок составил в 2016 году +0,76%. Это, впрочем, было неудивительным, так подобные маршруты всегда были драйвером европейского транспортного рынка.
Это означает, что стратегия развития грузовых перевозок, принятая в ЕС и предполагающая рост интермодальных перевозок, приносит свои плоды.
Кто оплатит железным дорогам заботу об экологии?
Однако в UIRR опасаются прогнозировать для них процветающее будущее: в целом в Европе, по данным специалистов, автоперевозки для многих клиентов считаются более предпочтительным способом доставки грузов, чем железные дороги.
Это происходит, в частности, из-за высоких ставок на услуги тяги: часть электроэнергии поступает в сети из возобновляемых источников энергии. И забота об экологии сыграла злую шутку с железными дорогами: у них цены на электротягу выросли.
А у автомобилистов на фоне падения цен на нефть – ставки, наоборот, снизились. Из-за этого перевозки по автодорогам и оказались более привлекательными, чем по стальным магистралям.
Кроме того, продолжала увеличиваться плата для перевозчиков за доступ к железнодорожной инфраструктуре – в то время как автодорожные сборы в ряде стран были частично снижены. Здесь основная причина – опять-таки необходимость выполнять предписания в сфере зеленых технологий: Агентство европейской системы управления железнодорожным движением ужесточило требования по снижению шума от поездов. Это в свою очередь потребовало установки дополнительных шумозащитных экранов. А инвестиции в эти меры повысили стоимость инфраструктурной составляющей тарифа.
Как исправить перекос в пользу автоперевозчиков
В UIRR теперь надеются, что предстоящий пересмотр Европейской нормативной базы автодорожной отрасли, который Европейская комиссия рассмотрит в рамках Дорожных инициатив (Пакет мобильности), поможет устранить возникший дисбаланс.
Одновременно ожидается обновление Директивы 92/106 в отношении интермодальных перевозок, которые должны также повысить их эффективность за счет внедрения новых стандартов и их гармонизации в различных странах.
Как считают специалисты UIRR, если осуществить эти реформы, то они могут стимулировать ежегодный рост автомобильно-железнодорожных перевозок на 5–7% ежегодно. Иными словами, вывести их динамику на тот уровень, который был ранее – до финансового кризиса в странах ЕС.
В UIRR напомнили, что переключение части грузопотоков с автомобильного на железнодорожный транспорт было запланирован в рамках решений Конференции по климату в Париже (COP21), касающихся транспортной отрасли. Это должно снизить выбросы парниковых газов, а также помочь уменьшить количество аварий с тяжелыми последствиями на автодорогах стран ЕС.
В UIRR в связи с этим привели данные статистики: они свидетельствуют, что на автодорогах Европы ежегодно гибнет по 25 тыс. человек и происходит по 100 тыс. дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда здоровью людей.