Притом, по его словам, сухопутные погранпереходы работают крайне нестабильно в силу разных причин, а значит, роста объемов доставки по суше трудно ожидать. А вот объемы угля для потребителей в КНР, поставляемые через порты Дальнего Востока, могут вырасти. Однако это будет, скорее всего, перераспределение потоков со стран АТР на Китай, считает эксперт. Е. Кузнецов подчеркивает, что предпосылок для корректировки согласованного объема вывоза угля на восток из Кузбасса в 2021 году нет.
Напомним, к запрету привел разворачивающийся торговый конфликт Китая и Австралии. Стороны по-разному оценивают принятое решение: председатель правительства Австралии Скотт Моррисон обвиняет КНР в несоблюдении принципов открытого рынка, а западные СМИ называют его "местью Китая" за поддержку Канберрой США в торговой войне с КНР. Государственное китайское издание The Global Times, с другой стороны, заявило, что разлад в торговых отношениях наступил вследствие тяжелого года. Также среди причин заморозки поставок была названа политика декарбонизации (отказа от угля).
Как бы то ни было, ситуацией спешат воспользоваться российские компании. Некоторые утверждают о возможности увеличения импорта в КНР в десятки раз в течение нескольких лет. К примеру, компания "Эльгауголь", разрабатывающая крупнейшее в России месторождение коксующихся углей, рассчитывает на рост продаж в Китай в 30 раз за четыре года – с 1 млн т в 2020-м до 30 млн в 2023-м.
Между тем препятствием к получению высокой маржи для производителей угля могут стать именно ограничения инфраструктуры. "Высокие затраты на логистику, скорее всего, отрежут производителей энергетических углей от рынка АТР. Производителям коксующегося угля в Кузбассе будет сложно конкурировать с производителями из Якутии в плане логистических затрат", – подчеркнул Е. Кузнецов.
РЖД-Партнер