При этом снижение объемов перевозок в танк-контейнерах в 2020 году составило около 2%, что немного превосходит показатели железнодорожного рынка в целом (-2,7%). "Объемы перевозки продукции химии практически не изменились относительно 2019-го. Основной вклад в снижение внесли перевозки СУГ, которые сократились на 18% на фоне развития внутренней переработки, что привело к уходу части объемов с рынка", – рассказал К. Никода. Снижение внешнего спроса из-за локдаунов и нарушений логистических цепочек привело к сокращению объемов перевозок в танк-контейнерах на экспорт (-12% к 2019 г.), но было компенсировано поставками во внутреннем сообщении (+4%). Доля внутренних направлений по итогам года выросла с 64 до 68%.
Наиболее востребованными в перевозках химических грузов, по оценке К. Никоды, остаются кислоты, в первую очередь серная кислота – рост перевозок по итогам года составил 8%.
Двузначный рост перевозок отмечается по каустической соде на фоне увеличения реализации крупными производителями. Более чем на 20% увеличились перевозки фенола и стирола, в том числе из-за роста производства полимеров в России. Кроме того, в 2020–2021 гг. востребованы перевозки спиртов, например ацетона, который применяется для производства антисептиков наружного применения.
Однако не обошлось и без потерь. "Снижение перевозок продукции химии обусловлено в основном сокращением поставок азотных и других жидких удобрений, что, вероятно, связано с переходом потребителей на сухие формы продукции, а также снижением поставок на экспорт. Отрицательную динамику показали перевозки синтетических смол, эфиров, а сокращению перевозок олеума способствовал переход предприятий на производства собственного сырья на месте", – рассказал К. Никода.
РЖД-Партнер