Крупнейшая грузовая авиагруппа России практически приостановила полеты

Грузовая авиагруппа "Волга-Днепр" на фоне западных санкций резко сократила число полетов: на этой неделе два рейса совершила только одна из пяти ее авиакомпаний. До ограничений группа выполняла несколько десятков рейсов в день

Пять авиакомпаний крупнейшей российской грузовой авиагруппы "Волга-Днепр" Алексея Исайкина, специализирующейся на перевозках по всему миру, практически остановили полеты. На неделе, начавшейся 14 марта, группа выполнила только два полета: 15 марта — из Пекина во Владивосток, 16 марта — из Москвы в Братиславу (здесь и далее данные FlightRadar 24). Оба полета осуществил одноименный чартерный перевозчик "Волга-Днепр" на самолетах Ан-124 и Ил-76.

Другие перевозчики группы не летают несколько дней. Две российские "дочки" группы — AirBridgeCargo и "Атран" — совершили последние рейсы 13 марта, британская CargoLogic Air и немецкая CargoLogic Germany — 11 марта.

1 марта Ил-76 выполнял аналогичный перелет из Москвы в Братиславу. "Самолет перевозил ядерное топливо для осуществления его своевременной и плановой замены на атомной электростанции", — пояснял тогда РБК через представителя исполнительный операционный директор группы Константин Векшин.

Общедоступный веб-сервис FlightRadar 24 собирает информацию о полетах воздушных судов в автоматическом режиме, но самолеты должны быть оснащены приемопередающим устройством — транспондером типа ADS-B. Источник в "Волга-Днепр" подтвердил, что данные FlightRadar 24 корректно отражают ситуацию в группе — она практически полностью прекратила полеты. Это же подтвердил работник одной из авиакомпаний группы. Представитель "Волга-Днепр" сказал РБК, что пока не готов давать комментарии по ситуации с приостановкой полетов.

С какими сложностями столкнулась группа

Бизнес группы "Волга-Днепр" был направлен на глобальный рынок грузоперевозок. "Своим трудом мы создаем надежные воздушные мосты для обмена результатами труда людей по всему миру", — говорится на ее сайте. В 2019 году на международные рейсы AirBridgeCargo приходилось 99,8% всех ее грузовых перевозок, у "Волга-Днепр" — 98,6%, у "Атрана" — 65% (данные Росавиации и Транспортной клиринговой палаты).

В пандемию COVID-19 из-за сокращения полетов пассажирских авиакомпаний, на которые приходилась примерно половина перевезенных авиагрузов в мире, бизнес "Волга-Днепр" продолжал расти. По итогам 2020 года российские грузовые авиакомпании получили около 50 млрд руб. чистой прибыли против убытка 6 млрд в 2019 году (более свежих данных нет). Почти вся прибыль (более 48 млрд руб.) пришлась на AirBridgeCargo, "Атран" и "Волга-Днепр". Снижение трафика пассажирских авиакомпаний повысило спрос на услуги грузовых перевозчиков, рассказывал РБК гендиректор "Атрана" Виталий Андреев. По его словам, группа "Волга-Днепр" успешно адаптировалась к изменившемуся рынку, продемонстрировала гибкость и эффективность в управлении парком грузовых самолетов. "В 2020 году суточный налет самолетов AirBridgeCargo вырос до 14–15 часов [на одну машину]. Парк "Атрана" летает сейчас в среднем почти 13 часов в сутки [на одну машину], до пандемии — 6–7 часов", — добавлял Андреев.

В январе—феврале 2022 года самолеты "Волга-Днепр" совершали ежедневно несколько десятков рейсов. Так, 23 февраля по всему миру летали 34 самолета группы, в этот день они выполнили более 80 рейсов (данные FlightRadar 24). У группы около 50 грузовых самолетов Boeing, Ан и Ил. Но международные санкции, введенные после начала спецоперации российских войск на Украине, негативно сказались не только на пассажирских авиакомпаниях, но и на группе "Волга-Днепр". 26 февраля европейские власти запретили продажу всех самолетов, запасных частей и оборудования российским перевозчикам, а также техобслуживание их воздушных судов. На следующий день Евросоюз ввел запрет на полеты российских компаний над своей территорией.

С 13 марта авиавласти Бермуд приостановили действие сертификатов летной годности самолетов AirBridgeCargo и "Атрана". Без этих документов воздушным судам запрещено летать. На следующий день Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) отозвало сертификаты ремонтной организации группы — компании "Волга-Днепр Техникс Москва". По решению регулятора, без действующих сертификатов безопасности, позволяющих совершать полеты в воздушном пространстве Евросоюза, остались AirBridgeCargo, "Атран" и "Волга-Днепр". Кроме того, еще в конце февраля канадские власти задержали в Торонто самолет Ан-124 группы, перевозивший медицинский груз. Наконец, немецкие авиавласти остановили с 11 марта полеты CargoLogic Germany.

На этом фоне 9 марта летное руководство "Атрана" обратилось к пилотам с письмом. В нем говорилось, что из-за наложенных на Россию санкций перевозчику перекрыт "доступ ко всем ресурсам [для] нормального и безопасного существования", поэтому "Атран" "вынужден приостановить все полеты".

"Все авиакомпании группы практически полностью приостановили полеты, так как из-за международных санкций глобальный рынок, на который всегда ориентировалась "Волга-Днепр", стал для нее фактически закрыт", — говорит источник, близкий к группе. По его словам, есть редкие разовые чартерные рейсы, но для развития бизнеса их недостаточно.

Что будет с "Волга-Днепр"

"Менеджмент группы анализирует ситуацию, рассматривает варианты для переформатирования бизнеса, готового решения пока нет", — сказал источник, близкий к группе. "Но, конечно, последствия могут быть самыми грустными, так как за 30 лет работы "Волга-Днепр" с подобными вызовами не сталкивалась", — признал он.

Примерно 90% бизнеса "Волга-Днепр" приходится на международные грузовые перевозки, говорит профессор авиационных финансов Embry-Riddle Aeronautial University Виталий Гужва. По его оценкам, при сохранении санкций "Волга-Днепр" потеряет порядка $1,5 млрд выручки в год.

По словам исполнительного директора отраслевого агентства "Авиапорт" Олега Пантелева, в условиях западных санкций и ареста иностранных самолетов российских компаний у "Волга-Днепр" нет возможностей для сохранения бизнеса в прежнем формате. "Группа работала на глобальном рынке, и в этом секторе российским компаниям места не осталось", — объясняет эксперт. По его мнению, внутрироссийские перевозки и полеты между Россией и Китаем и другими странами, не поддерживающими санкции, — слишком маленький сегмент для масштабов бизнеса компании, даже если предположить, что конкуренты с этих направлений уйдут.

В этой ситуации владелец группы Алексей Исайкин может совершить "нестандартный ход", предполагает Пантелеев. К примеру, постараться продать значительную часть бизнеса и запустить высокотехнологичный стартап, основанный на российских разработках, допускает эксперт.

Другая грузовая авиакомпания — SkyGates (занимает третье место на рынке), эксплуатировавшая два Boeing 747, на фоне санкций передала воздушные суда родственному азербайджанскому перевозчику Silk Way West Airlines. Сейчас оба самолета зарегистрированы в реестре Азербайджана и выполняют полеты в том числе в Европу из Баку, по данным FlightRadar 24. РБК направил запросы в Sky Gates Airlines и Silk Way West Airlines. Представитель "Волга-Днепр" не комментирует возможность продажи части бизнеса или перерегистрации в другой стране.

"Ситуация на рынке меняется практически каждый день, и мы совершенно точно будем адаптироваться под новые реалии", — сообщил РБК представитель еще одной грузовой авиакомпании, "Авиастар-ТУ" (занимает шестое место), которая летает на шести Boeing 757 и трех Ту-204. Российские самолеты продолжают выполнять международные перевозки, добавил он. Последний раз за пределами России иностранные самолеты "Авиастар-ТУ" были 13 марта. Сейчас перевозчик использует Boeing для полетов внутри страны.

Лидер рынка

По данным Росавиации, группа "Волга-Днепр" занимала 47% российского рынка авиационных грузоперевозок в январе 2022 года. Тогда авиакомпании AirBridgeCargo (первое место по грузопотоку в отрасли), "Атран" (седьмое место) и "Волга-Днепр" (11-е место) перевезли вместе 54,1 тыс. т (рост на 1,8% к январю 2021 года).

 
Top.Mail.Ru