реклама

ПЭК планирует удвоить беспилотные перевозки грузов по трассе М-11 "Нева"

Операторы будут увеличивать объемы грузоперевозок, чтобы сократить издержки, говорят эксперты.

ПЭК планирует удвоить беспилотные перевозки грузов по трассе М-11 "Нева"

Запуск беспилотных грузовиков позволил сократить время доставки между Москвой и Санкт-Петербургом с 20 до 10 часов /Официальный канал ПАО "КАМАЗ" в Telegram
Операторы логистических услуг, осуществляющие в рамках эксперимента перевозки грузов на беспилотных грузовиках между Москвой и Санкт-Петербургом по трассе М-11 "Нева", положительно оценили первые результаты и планируют наращивать количество рейсов и грузов. Как рассказал изданию "Ведомости Северо-Запад" директор по транспортной логистике "Первой экспедиционной компании" (один из операторов проекта) Игорь Алексашов, за июнь-октябрь компания совместно с "КамАЗом" выполнила 160 рейсов и перевезла более 1900 т грузов. В 2024 г. она рассчитывает нарастить объемы.

"С января мы увеличим число беспилотных рейсов с двух до четырех в сутки. ПЭК заинтересована в развитии автономной доставки и на других направлениях с растущим грузопотоком", – рассказал Алексашов.

Другой участник беспилотных перевозок – компания "Магнит" – с начала старта проекта перевез между Москвой и Петербургом около 3500 т грузов с использованием одного беспилотного тягача, сообщили в пресс-службе компании. Первый опыт в компании тоже оценили позитивно. "У беспилотных грузовиков есть потенциал для внедрения и применения как инструмента автоматизации регулярных грузоперевозок на магистральных направлениях, а также как решения по снижению нагрузки на экологию". – прокомментировали в пресс-службе.

Алексашов отметил, что запуск беспилотных грузовиков позволил сократить время доставки между Москвой и Санкт-Петербургом с 20 до 10 часов. Он добавил, что беспилотникам не требуется перерыв каждые 4,5 часа, а полный переход на автономные перевозки сократит себестоимость доставки за счет непрерывного движения транспортных средств на 10%.

Напомним, запуск тестовых поездок на беспилотных грузовиках по М-11 был утвержден в рамках принятого Правительством РФ экспериментально-правового режима (ЭПР) в конце октября 2022 г. ЭПР распространили на Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую, Тверскую и Новгородскую области. Ожидалось, что в 2023 г. по автомагистрали будут курсировать пять грузовиков, а уже в 2024 г. – до 50. В рамках ПМЭФ-23 14 июня состоялся запуск первых беспилотных грузовиков "КамАЗ" по трассе М-11, в рейс вышли первые три цифровых магистральных тягача. В конце июня свои беспилотные грузовики также запустил "Сберавтотех". В проекте участвует ряд грузоперевозчиков: ПЭК, "Газпромнефть-снабжение", "Магнит" и др.

Опрошенные "Ведомостями" эксперты отмечают, что компании, участвующие в эксперименте, будут стремиться наращивать масштабы грузоперевозок, чтобы сократить свои издержки. Заведующий кафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев отметил, что себестоимость автомобильных перевозок в этом году выросла как минимум на 30%. "Это связано с подорожанием топлива, тягачей, дефицитом подвижного состава из-за повышения ставок по лизингу, а также с возросшими расходами из-за удлинения плеча доставки", — прокомментировал эксперт.

Вместе с этим наблюдается дефицит кадров среди водителей, который в ближайшее время не удастся ликвидировать, говорит генеральный директор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. "Стоимость персонала и расходы на заработную плату будут и дальше стремительно расти, дефицит водителей не ликвидирован, и перспективы его ликвидации прослеживаются слабо", — прокомментировал эксперт.

Переход к полноценным беспилотным перевозкам позволит компаниями экономить минимум 10% расходов, считает Бурмистров. Он добавил, что также снизятся расходы на заработную плату водителей.

Отсутствие водителей также позволит расширить время работы грузовиков, отмечает Дмитриев. "Беспилотному грузовику не надо соблюдать режим труда и отдыха, что не менее чем на 50% экономит время в пути, а значит, ускоряет процесс доставки и оборот подвижного состава", — рассказал эксперт.

Однако движение беспилотных грузовиков сейчас осуществляется с использованием водителей-испытателей, так как участок трассы около Твери еще не достроен. Для дальнейшего развития проекта важно обеспечить непрерывное управление автомобилем без водителя на всем протяжении трассы. "Это станет возможным только после завершения строительства всех участков обхода Твери, которое, по словам первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, запланировано на 2024 г. Пока часть пути грузовик проходит через населенные пункты, а значит, управление берет на себя водитель", – говорит Алексашов.

Дмитриев добавляет, что среди сдерживающих факторов развития беспилотного транспорта остается несовершенство алгоритмов работы автоматических систем управления. С другой стороны, переход на беспилотные перевозки также потребует высоких капитальных затрат на оснащение машин автопилотом (не менее 1 млн руб. на единицу подвижного состава). Эксперт не исключает, что после завершения экспериментального режима и перехода к полноценным беспилотным перевозкам операторы могут поднять тарифы на эти услуги.

"Внедрение беспилотных грузовиков может привести к увеличению тарифов, поскольку рыночная стоимость транспортных средств вырастет", – пояснил он, но не смог уточнить, насколько стоит ждать увеличение тарифов.

Ведомости

Показать больше